year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Земная жизнь Богородицы - «Местный спрос»

Земная жизнь Богородицы

Сегодня трудно поверить, что у Нее была земная жизнь, заполненная человеческими заботами, радостями и страданиями…

Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева. Мы привыкли Ее воспринимать Царицей Небесной, а Она имела вполне земные черты характера — склонность к покою, задумчивости, о чем свидетельствуют Ее современники. Божественную трогательную улыбку Девы Марии навечно запечатлели иконописцы, это и не улыбка даже, а образ самой доброты.

Посвященная Богу

Обе родовые ветви Ее родителей имели за собой почтенных предков, среди которых были патриархи, первосвященники и правители Соломон и Давид. Иоаким и Анна не были зажиточными и знатными, они жили трудом рук своих. Угнетало их только одно: не было детей. С самого начала совместной жизни они выражали Богу великую свою просьбу — иметь ребенка и обещали посвятить его Богу. И вот мечта сбылась.

Трех лет от роду Мария, в соответствии с обетом родителей, была введена во храм. Происходило это в очень торжественной обстановке: шествие открывали ровесницы Пресвятой Девы, с зажженными свечами в руках, а за ними шли Иоаким и Анна вместе со своей благословенной дочерью. За ними следовали многочисленные родственники. В Храме Иерусалимском Пресвятой Деве суждено было провести многие годы. Тот храм был прообразом монашеской обители. В стенах храма было 90 отдельных просторных комнат-келий. Треть из них отводилась девам, посвятившим свою жизнь Богу, остальные комнаты занимали вдовы, давшие обед хранить безбрачие. Старшие опекали младших, учили чтению священных книг, рукоделию. Мария всех удивила тем, что легко постигала самые трудные места священных книг, лучше всех взрослых, изучавших эти книги всю жизнь.

В доме обрученника

После рождения желанного ребенка очень скоро умирают сначала Иоаким в 80 лет, следом Анна. Сиротство и сознание своего одиночества еще сильнее обратили сердце Марии к Богу. Когда Ей исполнилось четырнадцать лет, священники задумались: как быть? Отдать Ее в супружество казалось невозможным, потому что это было бы святотатством. Посовещавшись, они решают отдать отроковицу обрученнику, или хранителю девства, который оставил бы завет, данный Богу, нерушимым. Хранителем чистоты и святости Богоотроковицы был избран престарелый Иосиф. Соединенная с ним Мария казалась женой мужа, тогда как между ними не было брачного общения. Иосиф был праведным человеком, имевшим все добродетели: чистый, скромный, искренний, миролюбивый, внимательный к голосу совести и Бога.

В доме этого 80‑летнего старца мирно и спокойно текли дни Девы. Она и здесь, среди людей, окруженная житейскими заботами, не оставляла благочестивых навыков, жила лишь для Бога, занимаясь чтением святых книг и молитвой. Однако Марию не покидало предчувствие великого свершения, чего-то неописуемого, необыкновенного. Прихода Мессии ждали все люди, как единственного избавителя от многочисленных пороков, опутавших людей словно паутиной. И Дева Мария как бы инстинктивно, не отдавая себе в том отчета, готовилась к исполнению величайшего Божественного замысла. Она душой постигала явление на свет Спасителя, но еще не знала, каким способом Бог пошлет на Землю Своего Сына.

Радуйся, Благословенная!

Для благовестия Марии о Своем Божественном замысле Господь избрал архангела Гавриила, одного из самых первых ангелов. При виде небожителя, возвестившего Ей радостную весть, Мария пришла в смущение. «Отчего так? — спрашивает Филарет Московский. — Оттого ли, что не узнала Она небесного странника? Или Ее потрясло видение высшего существа?» Правда, смущение не препятствовало Ей размышлять о слышанном и не лишило Ее присутствия духа. Как же, размышляла Дева, может осуществиться это обетование, если Она мужа не знает? Архангел рассеивает смущение Марии словом одобрения: «Не бойся, Мариам, обрела бо еси благодать у Бога, благодать, которую никто, кроме Тебя, не обретал от самой вечности» (блж. Андрей Иерусалимский).

Тайна чистоты потеряна?..

Слышанное Пресвятой Девой от архангела было так необычно, что Она не решилась открыть божественную тайну даже обрученнику Иосифу. Однако со временем признаки Ее святого чревоношения делались все более заметными для Иосифа. Буря помышлений восстала в душе старца, уязвилось сердце его — он посчитал тайну чистоты, которую ему поручили хранить, потерянной. «Мария! — так выражает чувства его церковная песнь. — Что это сделалось с Тобою? Вместо чести Ты принесла мне позор, вместо радости — печаль, вместо похвалы — укоризну. Как стерпеть мне упреки людей?» Мучимый подозрениями Иосиф, тем не менее, выказал в этом деле прекрасные свойства своей души — безукоризненную честность и редкое добросердечие. Закон Моисеев, неумолимо строгий к нарушителям супружеской чистоты, давал ему право всенародно обвинить Деву, но вместо этого он решил тайно отпустить свою Обрученницу. Решение Иосифа вступило в противоречие с премудрыми целями домостроительства Божия, и Господь открыл ему великую тайну. Знаменательное сновидение, в котором была объявлена через Ангела воля Господня, вернула покой смятенной душе Иосифа, и он вновь принял жену свою, но уже с большим благоговением и безусловной готовностью служить Ей, как Матери Божией. Теперь Пресвятая Дева, прикрывая тайну Божию именем обрученной жены, мирно ожидала в доме Иосифа преславного исхода благодатного Своего чревоношения.

Духовный крест

И вот Она родила Того, о Ком за два тысячелетия написано такое количество книг, которое не поддается исчислению привычными тиражами. Не было на Земле другой подобной жизни, которая бы притягивала к себе с такой силой людские души. Жизнь Иисуса Христа была живым примером исполнения двух первейших библейских заповедей: возлюбить Бога и возлюбить ближнего. На всех этапах духовного подвига самого Иисуса Христа во имя спасения людей рядом с Ним стояла Его Мать. Она с величайшим земным достоинством несла Свой крест. Какой же страх испытывала Богоматерь за жизнь Сына, когда царь Ирод искал убить Его, а не найдя, принес в жертву 14 тысяч младенцев?! Она переживала каждую секунду жизни Иисуса, от рождения до распятия и вознесения. И надо представить Ее горе, когда невежественная толпа измывалась над Святостью, когда кровь застывала на челе Ее Сына от тернового венка, и когда пришлось снимать с креста Пречистое тело Иисуса…

После Вознесения Христова земной путь Богородицы был еще достаточно долгим и плодотворным. Она усердно служила бедным, подавала нищим, ухаживала за больными, помогала сиротам и вдовам. Очень много времени отдавала молитвам у гроба Сына. Ей суждено было вместе с апостолами нести по свету учение Христа. Она не была многословной и не любила произносить речи. Лишь однажды Ей пришлось рассказать людям о тайне воплощения Иисуса Христа, о выпавших на Его долю страданиях за грехи людей, о казни, смерти, воскрешении и вознесении на небо. Она открыла людям суть учения Иисуса Христа — о покаянии, прощении, любви к Богу и ближнему — как о великих ценностях, утверждающих в мире добро, справедливость и благоденствие. После столь прочувствованной проповеди Божией Матери свершилось необыкновенное действие. Все слышавшие Ее пожелали принять крещение.

Вторая весть архангела Гавриила

К концу своей земной жизни Божия Матерь всем существом Своим стремилась к Небу. И однажды во время молитвы явился Ей снова архангел Гавриил с ликом радостным и сияющим, как и десятилетия назад, когда принес от Всевышнего Благую Весть. На этот раз весть была о том, что Богородице осталось пребывать на Земле всего три дня. С такой же великой радостью она приняла это послание, ибо не могло быть для Нее большего счастья, как вечно лицезреть образ Своего Божественного Сына. Взирая на пресветлое лицо Господа, дражайшего Сына Своего, без малейшего телесного страдания, как бы сладко засыпая, Богородица передала Ему в руки пресветлую и пречистую душу Свою.

Вся земная жизнь Богородицы укладывается в конкретные 72 года, об этом свидетельствуют расчеты древних святых отцов церкви, с ними соглашаются авторитетные церковные историки. Но из всей святейшей жизни Пресвятой Девы православная церковь выделила четыре важнейших духовных события, отмечаемые великими праздниками: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение и Успение. Эти праздники причислены к так называемым — двунадесятым и приравнены к великим праздникам Господним.

Единство ангельского и человеческого

Земной облик Богородицы известен по описаниям очевидцев, дошедшим до нас в священных книгах. Церковный историк Никифор Каллист словесно так Ее нарисовал: «Она была роста среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, губы цветущие, исполненные сладких речей, лицо несколько продолговатое, руки и пальцы длинные». Но главную черту Пресвятой Девы, определяющую все Ее духовное содержание, святой Григорий Неокесарийский так определил: «У Нее ум, Богом управляемый и к одному Богу направленный». Безупречные духовные качества Богородицы все Ее современники без исключения ставят на первый план. Святой Амвросий в облике Богородицы подмечает те черты, которые могут служить идеалом человека: «Она была не многоречива, любительница чтения… Правилом Ее было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она, хотя бы выражением лица, обидела родителей? Когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты». Святой Игнатий Богоносец удивительно точно определяет суть благодатного воздействия Богородицы на простых смертных людей: «В Ней соединялось естество ангельское с человеческим».

Заступница России

Богородица в судьбе России, как мать для младенца. В почитании Божией Матери русскими людьми — особая тайна. Кроется она в надежде на всесильное материнское заступничество перед Богом. Ведь Всевышний — не только великий благодетель, но и грозный судия. У русских, имеющих в характере такую ценнейшую черту, как покаяние, всегда с Боголюбовью соседствовала Богобоязнь. Как у матери родной, просит богобоязненный грешный человек покрова Богородицы, идя на суд Господний. Человек знает свои грехи, на то дана ему Богом совесть. Держать ответ перед Богом за грехи и помогает великая Заступница, Защитница, Спасительница — Матерь Божия. Она как бы смягчает кару, но зато обнажает в человеке совесть. Когда поэт говорит, что «умом Россию не понять», он имеет в виду именно Совесть. Эту ранимую и совершенно не материальную «структуру» — божественную сущность русские доверили Богородице.

Православный календарь

21 сентября, среда. Рождество Пресвятой Богородицы.

22 сентября, четверг. Память праведных Иоакима и Анны.

30 сентября, пятница. День святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

1 октября, суббота. Иконы Божией Матери «Целительница».

8 октября, суббота. Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца.

14 октября, пятница. Покров Пресвятой Богородицы.

15 октября, суббота. Сшмч. Киприана и мц. Иустины.

26 октября, среда. Иверской иконы Божией Матери.

27 сентября, вторник – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. На фото: Крестовоздвиженский храм п. Палех (подворье Свято-Николо-Шартомского монастыря).

От 20 Сентября 2011 года Полосу подготовила Галина АЛЕКСЕЕВА.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий