Всех скорбящих утешение
28 августа — праздник Успения Божией Матери
Материнство — одна из величайших ценностей человеческой жизни. Мать не только даёт ребенку жизнь, что само по себе является тайной бытия, но и передает ему любовь, с которой ничто не сравнится. Материнская любовь — это высшее проявление любви одного человека к другому. Богу было угодно, чтобы тайна материнства соединилась с тайной спасения. Если бы не было Девы Марии, то не было бы и спасения. Каждый из нас может обратиться к Ней за помощью, как к своей Матери, потому что Её Материнство распространяется на всех нас. Матерь Божия — Мать всех людей, любящая нас не меньше нашей собственной матери.
Божия Матерь — утешение всем скорбящим, ибо Сама Она испытала нечеловеческие страдания. Ее жизнь была непреходящей мукой, вечным исхождением невидимой мученической кровью. Она молчала, когда в холодную декабрьскую ночь Ей нельзя было приютить новорожденного Сына в теплом дому и когда волы согревали Его своим дыханием. Она молчала, когда искали убить Ее младенца, и в жгучем страхе за Него Она бежала в Египет. Она молчала, когда Ее Сын рос в бедной доле, и Ее неустанно работающих рук не было достаточно, чтоб заработать Иисусу дневное пропитание. Она молчала, когда Он, оставя Ее, ушел на Свое великое дело — на проповедь к народу. Молчала, когда однажды пришла навестить Его в доме, теснимом народом, и на Ее просьбу выйти к Ней Он выслал ответ: «Кто творит волю Отца Моего, тот Мне брат, и сестра, и Матерь». Она молчала, когда Он, Ее Иисус, все Божество Которого Она одна лишь изо всех людей постигала в полной мере, стоял на помосте избичеванный, оплеванный, с терновым венцом на голове, с запекшимися каплями крови на челе. Она молчала, когда безумная осатанелая площадь кричала: «Распни, распни Его!» Она молчала, когда Он, падая, нес по улицам Иерусалима Свой крест. Молчала, когда в Ее ушах раздались звуки рокового молота, пробивавшего гвоздями тело Ее Божественного Сына. Молчала, когда, вися на кресте, Он переживал муку, и Она, оцепенев от страдания, физически чувствуя в груди Своей исполнение пророчеств об оружии, проходящем душу, подставляла эту бесстрашную, все вынесшую, все претерпевшую грудь сверлящему оружию неизмеримой муки… Молчала и смотрела. На ней не было венца из терния. Народ не требовал распять Ее. Но в тот час на чело Пречистой надет был венец высшей муки, какую узнало когда-нибудь человеческое сердце. Не быв распятой, Она с Божественным Сыном взошла на крест.
После Крестной смерти и Воскресения Спасителя Приснодева усердно молилась в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей Ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил всю Церковь Иерусалимскую, в которой и сохранилось предание об Успении Божией Матери. В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Отсутствовал только апостол Фома. Три дня апостолы пребывали у заваленной камнем пещеры с гробом Божией Матери, воспевая псалмы. Полное и совершенное утешение они получили только тогда, когда ради опоздавшего к Ее погребению Фомы отвалили камень и не увидели во гробе Ее тела, а в пещере стояло неизъяснимое благоухание.
Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что смерть как возвращение земле ее персти, а духа — Богу, не коснулась Благодатной Заступницы нашей. Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечно блаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее скорбной жизни и преставилась к Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной.
Пресвятая Богородица, спаси нас
Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
Владимирская Божия Матерь
В 1395 году хан Тамерлан достиг пределов рязанских, взял город Елец и направился к Москве. Великий князь Василий Димитриевич написал митрополиту Московскому, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна икону с крестным ходом понесли к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тамерлан отдал приказ полкам возвращаться.
Неупиваемая Чаша
Явление образа произошло в 1878 году. Крестьянину Тульской губернии, одержимому страстью пьянства и вследствие этого обезножившему, во сне явился старец и повелел идти в Серпуховский монастырь Владычицы Богородицы, чтобы отслужить молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша». Крестьянин выполнил распоряжение только после третьего явления старца и на четвереньках отправился в путь. Но в монастыре никто не знал такой иконы и только после долгих поисков нашли образ, на обороте которого обнаружили надпись: «Неупиваемая Чаша». В явившемся крестьянину схимнике он узнал старца Варлаама — строителя этого монастыря. После совершения молебна бывший пьяница получил не только исцеление больных ног, но и утратил пристрастие к алкоголю.
Целительница
Иконографическим сюжетом для чудотворного образа послужило предание о чудесном исцелении Викентия Бульвиненского, клирика Невернинской Церкви, неустанно молившегося всю жизнь Богородице. Однажды он тяжело заболел: от сильной боли в языке он не мог говорить и даже терял сознание. Тяжко страдая, больной клирик мысленно читал свою обыкновенную молитву и вдруг у изголовья увидел прекрасного юношу, взирающего на него с состраданием – своего Ангела-Хранителя. Ангел стал молить Пресвятую Богородицу об исцелении несчастного страждущего. В ответ на горячую молитву явилась Сама Матерь Божия и послала знамение Своей неизреченной любви и милости: больной получил совершенное исцеление, тотчас же пошел в церковь и, встав на клирос вместе с поющими, привел в изумление всех окружающих.
Казанская
Божия Матерь
Казанская – незыблемое напоминание о милости Богородицы к русской земле в тяжелейшие для России годы и испытания. Явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало продвижения России на восток через взятие Казани. И через это окно в Азию православие просветило всю Сибирь и дошло вместе с государством Российским до берегов Тихого океана. В период междуцарствия русская рать несла с собой список с иконы Казанской Богородицы, и 22 октября 1612 года, в день празднования Казанской, православное воинство вошло в московский Кремль. Устрашенные ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из Москвы. Фельдмаршал Кутузов перед отъездом в действующую армию отправился помолиться в Казанский собор перед чудотворной.
Чудотворная икона явила в годы последней войны еще одно чудо – помогла отстоять русскую столицу. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обнести чудотворный образ Казанской иконы вокруг окруженных фашистами городов, что и было сделано.
Нечаянная Радость
Иконография образа возникла под влиянием рассказа о чудесном видении грешника, описанном Димитрием Ростовским. О том, как некий человек имел обычай каждый день молиться перед иконой Богородицы, а потом идти на замышленное им злое дело. Но однажды во время молитвы он увидел живую Богородицу с Сыном своим. Увидел, как открылись язвы Младенца на руках и ногах, и в боку, и как текла из них кровь потоками. В страхе человек спросил Деву Марию о ранах Богомладенца и получил ответ, что люди вновь и вновь распинают Христа своими грехами.
Феодоровская икона
Младший брат Александра Невского, Василий Костромской, 16 августа 1239 года на дереве в лесу увидел икону Богородицы, которую хотел снять, но она внезапно поднялась на воздух. Тогда князь Василий призвал к образу духовенство и народ, которые, увидев икону, пали на колени и молились ей. Затем священники, сняв икону, перенесли ее в соборный костромской храм. Храм вскоре сгорел, но на третий день после пожара икона Федоровской Богоматери была найдена в пепле неповрежденной. В 1260 году, во время нашествия на Кострому татар, от иконы Богоматери было явлено великое чудо. Когда войско вступило в битву с неприятелем, пречистый образ начал источать свет ярче солнечного, он, ослепляя и опаляя татар, поверг их в неописуемый ужас и обратил в беспорядочное бегство. Федоровская икона Богоматери особо почитаема на Руси еще и потому, что именно через нее было благословение Божие на царствование Михаилу Федоровичу Романову, избранием которого на русский престол завершилась государственная смута.