year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Сельская школа как она есть. Часть вторая. - «Местный спрос»

Сельская школа как она есть. Часть вторая.

Корреспондент «МС», объехав школы Шуйского района, сделал вывод о том, что российское образование на пороге серьезного кризиса.

Сельская школа как она есть. Часть вторая.О том, как обстояло дело с народным образованием в Шуйском уезде в самом начале минувшего века, мы говорили в первой части нашего повествования. Напомним лишь, что за норму размещения школ на территории уезда был принят двухвёрстный радиус, общее число школ приближалось к девяноста, а если учесть и те, что планировалось открыть дополнительно, то к началу Первой мировой войны в Шуйском уезде должно было действовать сто двадцать школ. Для сравнения: численность населения в уезде немногим отличалась от нынешней численности населения Шуйского муниципального района…

Семейкино

Следующей остановкой на нашем маршруте было Семейкино. Школа в этом большом селе существовала сравнительно недолго, да и само село можно назвать молодым. Оно образовалось на заре хрущёвской аграрной реформы, когда укрупнялись сельхозпредприятия, а так называемые «неперспективные» деревни принудительно расселялись. Тогда же было организовано семейкинское отделение на базе нескольких небольших пригородных колхозов совхоза «Шуйский». А уже через несколько лет, после Указа о присвоении мастерам машинного доения Дмитрию Ильичу и Зинаиде Ивановне Заботиным звания Героев Социалистического Труда, Семейкино узнала вся страна. Перенимать и осваивать передовой опыт героев из шуйской глубинки приезжали животноводы со всех концов Советского Союза. Семейкино стало первым и единственным тогда селом в области, в которое проложили асфальтовую дорогу, а для приёма и размещения слушателей республиканской школы передового опыта, организованной на базе Семейкинского отделения совхоза, была построена гостиница.

История недавно закрытой Семейкинской средней школы самым тесным образом связана со всеми этими событиями. К середине 1963 года, когда ажиотаж вокруг достижений супругов Заботиных несколько улёгся, и здание сельской гостиницы стало простаивать впустую, было принято разумное решение передать помещение гостиницы под школу. Семь кабинетов, хороший спортивный зал, мастерская, столовая — Семейкинская школа сразу стала чуть ли не лучшей в районе. В здании бывшей гостиницы хватило помещений и для организации различных кружков и факультативов для детей, и для группы продлённого дня. А на пришкольной территории был оборудован спортивный городок и разбит большой плодовый сад. О таких условиях другие школы могли лишь мечтать. В начале нынешнего века, когда одна за другой закрылись школы в Якиманне, Михалёве и в Гнездилове, на поселение с числом больше четырёх тысяч человек осталась единственная школа в Семейкине. В ней появились компьютерные классы, в соответствии с требованиями времени, уже со второго класса изучались основы информатики, было закуплено новое, современное оборудование для кухни и столовой.

Однако события развивались своим чередом. В «Год семьи» в Семейкине закрылся детский сад, а в «Год села» — сельский клуб и библиотека. Начали сгущаться тучи и над школой. И вот в 2009 году, несмотря на активные протесты родителей и учителей, несмотря на то, что число учеников не только не уменьшалось, а наоборот, с каждым годом, пускай незначительно, но увеличивалось, школа была закрыта.

…Мы с трудом пробираемся полуразрушенной лестницей, металлические перила которой кто-то вырвал из бетона и свернул в бесформенную кучу, вероятно, приготовив для сдачи в металлолом. Заглядываем в бывшие классы — загаженные, заваленные разбросанными по полу личными делами учеников, обрывками дневников и тетрадей. Рассматриваем втоптанные в грязь и разорванные учебники, проходим длинным коридором, заваленным обломками кирпича, к выщербленной стене, на которой каким-то чудом уцелело расписание уроков и надпись «Уголок русского языка», и меня не покидает ощущение, что всё это я однажды уже где-то видел. Пустые глазницы окон, дверные проёмы с болтающимися на петлях обломками полотен, испещрённые матерщиной стены, грязный след сапога, отпечатавшийся на тетрадном листе, исписанном рукой какого-то первоклашки.

Вспомнил уже в машине, по дороге в Центральный, что разоренная семейкинская школа напомнила мне кадры военной хроники, снятые в разоренной оккупантами школе Гатчины. Но то была война...

Центральный

Сельская школа как она есть. Часть вторая.Последний раз в школу посёлка Центральный я приезжал почти три года назад, перед самым началом учебного года. В школе тогда пахло свежей краской, директор СПК «Центральный» на правах хозяина показывал нам отремонтированную столовую, новый компьютерный класс, пытаясь убедить районное руководство в необходимости сохранения школы на селе. Учеников, конечно, немного, но часть помещения была отведена под детский садик. Руководство выслушивало аргументы директора, с чем-то соглашалось, в чём-то обещало помочь и, вроде бы, на горизонте замаячила надежда на то, что доводы руководителя СПК «Центральный» будут услышаны, но… Вскоре слухи о грядущем закрытии школы в Центральном стали суровой реальностью.

…Зарастает полынью и крапивой спортивная площадка, плесенью покрываются стены запертого на замок школьного спортивного зала — единственного в селе спортивного сооружения. Очень не хочется быть пророком в своём Отечестве, но что-то подсказывает, что закрытая школа в посёлке Центральный вполне может разделить печальную судьбу Семейкинской школы. И трудно не согласиться со словами директора СПК «Центральный», не раз пытавшегося доказать прописную истину — без своей школы и детского сада село обречено на вымирание. Уже сегодня на сельхозпредприятиях района острейший дефицит молодых кадров. Но кто же поедет жить и работать в село, где нет ни школы, ни нормального магазина, где негде оставить детей, уходя чуть свет на работу?..

Дорожаево

Сельская школа как она есть. Часть вторая.В дворянской усадьбе Чихачёвых, что стоит в центре Дорожаева, окружённая вековыми липами школа размещалась ещё с двадцатых годов прошлого века. Здесь учились те, кто создавал молодое советское государство, кто победил фашизм, кто возрождал страну после военной разрухи — деды, отцы, старшие братья и сёстры нынешних юных жителей села. Только вот учатся эти ребята теперь за десять километров от дома, в Колобове. Школа в Дорожаеве закрылась четыре года назад. Закрылась, несмотря на просьбы жителей Мазалова, Исакова, Аристова и Дорожаева сохранить хотя бы начальную школу! А ведь когда-то свои школы были в каждом из этих сёл. Мнение сельчан и здесь осталось не услышанным. И сегодня школьники из Мазалова и Исакова вынуждены кто на чём, чаще всего пешком, чуть свет добираться до Дорожаева, чтобы не опоздать на школьный автобус, который повезёт их в Колобовскую школу. Из-за окончательно разбитой дороги дальше Дорожаева автобус не идёт.

А в старинном двухэтажном помещичьем особняке — бывшей школе, пока расположен уникальный сельский музей «Барская усадьба», уникальный не только архитектурой дома, не только чудом сохранившейся до наших дней непередаваемой атмосферы начала девятнадцатого века. Уникальный тем, что все экспонаты этого музея собраны руками детей — учеников Дорожаевской школы разных лет. Увы, в самом ближайшем будущем музей может разделить судьбу школы. Уже принято решение о его закрытии. Что будет с усадьбой — можно лишь предполагать. Возможно, она будет по сходной цене продана кому-то из «нужных людей», и это ещё не худший вариант. Гораздо хуже, если, оставшись бесхозной, она будет разрушена и разграблена.

Нынешних добровольных хранителей музея больше всего беспокоит судьба экспонатов. «Мы боимся, что их попросту выбросят на улицу», — говорят они, и, к сожалению, опасения эти не беспочвенны.

Колобово

Сельская школа как она есть. Часть вторая.Колобовская средняя школа сегодня единственная на всю округу радиусом больше пятнадцати километров. Она полностью соответствует всем современным нормам безопасности, есть здесь и современные компьютерные классы, и интернет, и углублённое изучение языков. Вот только кто из сегодняшних мазаловских, аристовских, исаковских или дорожаевских мальчишек и девчонок захочет после окончания школы вернуться в село? Да и доживёт ли село до их возвращения?

«Что с нами теперь будет?..»

Очень не хотелось завершать материал на такой минорной ноте. Хочется верить в возрождение на качественно новом уровне российской глубинки, в то, что всё у нас будет хорошо. Что дети из Захарова, Качалова, Мазалова и десятков других сёл и деревень Шуйского муниципального района получат современное образование, смогут найти своё место в этой жизни, вернуться на землю умными, рачительными хозяевами. Хочется верить во всё это. Но перед глазами — заросшие бурьяном руины на месте Захаровской школы, узкая асфальтовая дорожка, ведущая к разграбленной, загаженной и обезображенной Семейкинской школе, никому не нужная спортивная площадка в Центральном. А в ушах звучит тревожный вопрос хранителя Дорожаевского школьного музея: «Что с нами теперь будет?..»

От 5 Июля 2011 года Олег НАЗАРОВ

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий