year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Реформа в новой России — слово нецензурное - «Местный спрос»

Реформа в новой России — слово нецензурное

Такой шокирующий вывод сделал корреспондент «МС», совершая рейд по школам Шуйского района с заданием выяснить, что дала нынешняя реформа образования российскому селу.

Сельская школа как она есть

Уроки истории

Реформа в новой России — слово нецензурноеВ новейшей Российской истории прочно укоренилась традиция, говоря о достижениях в науке, технике, технологии или экономике, для придания достигнутому результату большего веса и значения, сравнивать с каким-то периодом в прошлой жизни страны. Так, в годы первых пятилеток достижения молодой советской республики сравнивали с тем, как жила Россия в 1913 году. В постсоветское время, видимо, ощутив всю несостоятельность такого рода сравнений, за эталон стали брать экономические показатели Советского Союза за 1980 год. Вспомнить реформы прежних лет заставили нас результаты нынешней образовательной реформы. Что она дала образованию вообще и образованию на селе, в частности, мы решили посмотреть, сравнивая нынешнее положение с тем, что было сто лет назад в Российской империи, в том самом 1913 году, и четверть века назад в эпоху развитого социализма, больше известного сегодня, как период застоя.

Российская империя

В 1913 году по инерции ещё продолжала давать результаты оставшаяся незавершённой из-за смерти П. А. Столыпина аграрная реформа империи. Было положено начало созданию целого класса состоятельных сельских тружеников. И, хотя по российской традиции немалую часть денег, отпускаемых казной на подъёмные для переселенцев, чиновники разворовывали, существенная часть их доходила до тульского, воронежского, курского или тамбовского мужика, решившегося на переезд в сибирские губернии. И в 1913 году урожай зерновых в Сибири был получен такой, что зерно отдавали на рынках за копейки, лишь бы не пропало, а из-за дороговизны берёзового дёгтя в качестве смазки в хозяйстве использовали коровье масло. Это не вымысел, а факты, подтвержденные многими документами того времени.

По Шуйскому уезду статистика тех лет тоже впечатляет. В 1902 г. в уезде был принят так называемый «двухвёрстный школьный радиус», т. е. от ученика до школы должно было быть не более двух верст. В Шуйском уезде числилось начальных школ: 1 частная, 3 министерских, 51 земских, 29 церковно-приходских — всего 84 школы; 63 школы помещались в собственных домах. Одна школа приходилась на 26,8 кв. километра (30,5 кв. вёрст) — на 969 жителей, на 87 детей школьного возраста (от 8 до 11 лет). Для осуществления всеобщего обучения надо было открыть 48 новых школ, 22 школы перенести в другие, более центральные селения, 26 школ расширить и учительский персонал увеличить 79‑ю лицами. Нормальный оклад жалованья народным учителям был установлен земством в 300 руб., с прибавками через каждые 5 лет по 50 руб. до высшего оклада 600 руб. в год. В среднем, содержание 1 училища обходилось земству в 1 449 руб. в год, а одного учащегося — в 15 руб. 81 коп. Около 40 процентов мужского населения и четверть женского населения уезда были грамотными!

Советская империя

Если не считать афганскую войну, 1980 год для страны был очень благоприятным. В экономике это, в первую очередь, рекордный урожай всё тех же зерновых. Кстати, утверждение, что Советский Союз того периода «сидел на нефтяной игле», рассчитано на людей, мало сведущих в статистике. Безусловно, доходы от экспорта углеводородного сырья составляли очень существенную часть бюджета, но не самую основную. Зерно, лес, алюминий, продукция лёгкой промышленности, редкоземельные ископаемые и оружие давали значительно больше, чем углеводороды. Очень много для страны добавили и блестяще проведённые Олимпийские игры в Москве, даже несмотря на то, что США и НАТО попытались их сорвать.

Захарово

Школу в Захарове, а вернее то, что от неё осталось, мы нашли не сразу. По архитектуре, характеру кирпичной кладки и другим косвенным признакам можно предположить, что эти заросшие кустами и бурьяном руины остались от школы, построенной в старинном селе ещё попечением земства. Нашёлся и бывший ученик школы.

— Когда построили её, не знаю, во всяком случае, сколько себя помню, школа в селе была всегда, — рассказывает мужчина лет сорока пяти-пятидесяти. Ещё мои дети в ней учились, а закрыли её, по-моему, где-то в начале девяностых…

Школу, пережившую период укрупнения и ликвидации «неперспективных», с точки зрения власти, сельских населённых пунктов, сгубила «перестройка». Детей распределили — кого в Чернцкую школу, кого в городские, благо до Шуи каких-нибудь пятнадцать минут езды на автобусе. Наверное, при этом в чём-то улучшились условия обучения, больше стало наполнение классов. Вот только в село после учёбы в отрыве от дома не вернулся уже никто, и, как один из результатов разрушения семейных связей, спивающееся, умирающее село, жизнь в котором теплится лишь благодаря усилиям приезжающих сюда на лето дачников.

Чернцы

Реформа в новой России — слово нецензурноеЧернцы, по сравнению с д. Захарово, почти столица. Здесь есть фабрика, действующие магазины, церковь, школа и детский садик, а по длинной улице села навстречу нам то и дело попадаются прогуливающиеся юные мамы с детскими колясками. Впрочем, первое впечатление благополучия оказывается не совсем верным. Как минимум, половина детей — приезжие из Шуи и Иванова дачники, фабрика работает нестабильно, а в большой двухэтажной школе в нынешнем году будут учиться шестьдесят детей из Чернцев, Введенья и других окрестных сёл и деревень.

— Это ещё хорошо, — говорит встретившая нас на пороге школы одна из учительниц. — Через год-другой и такого количества не наберётся. Она извинилась, что не может показать нам школу и что-либо комментировать — районный отдел образования не разрешает, да мы, собственно, и не в претензии. Всё, что нас интересовало, мы узнали от жителей села, а для истории вполне достаточно и вида школы снаружи.

Введенье

Реформа в новой России — слово нецензурноеВ старинном монастырском и фабричном селе Введеньё школа существовала с незапамятных времён. И не только школа, был здесь и сельский дом культуры, в который наезжали городские артисты, а по выходным крутили кино и собиралась на танцы молодежь. Был даже свой сельский музей, которому в своё время Почётный гражданин Шуи Екатерина Яковлевна Мазурова и её друзья-художники пожертвовали на развитие культуры на селе немало картин и этюдов. А в годы Великой Отечественной войны в школе, располагавшейся тогда в помещении, занимаемом сейчас сельской администрацией, работала с детьми бабушка автора этих строк — учитель русского языка и литературы, дочь священника Крестовоздвиженской церкви Шуи Серафима Александровна Казанская. Много воды утекло в Молохте с тех пор. Нет ни школы, ни клуба, ни музея, да и село, известное со времён Ивана Васильевича Грозного, живо лишь благодаря Свято-Николо Шартомскому мужскому монастырю да дачникам. На всё село — а это несколько длинных улиц по обеим берегам Молохты, едва наберётся десяток школьников.

Так и просятся исторические параллели. В годы разгула репрессий против Церкви советская власть, закрывая храмы, размещала в их зданиях клубы, магазины, склады и конюшни. Сегодня, в эпоху реформирования, вот уже двадцать лет закрываются «неперспективные» школы, а в оставшиеся не разрушенными здания заселяют те же клубы, чиновничьи конторы или просто продают...

Дунилово

Реформа в новой России — слово нецензурноеВид, открывающийся с высокого правого берега Тезы на Горицы и раскинувшееся напротив Дунилово — хоть картины пиши, один другого краше. Дунилово с глубокой древности — село известное. На конские ярмарки съезжались сюда купцы со всех центральных губерний огромной Российской империи. Село, издревле торговлей да ремёслами славное, наверное, и сегодня на подъёме?

— Ничего подобного! — возражает нам директор местной школы. — Дачников, верно, много, да и цены на дома и на землю здесь не ниже, чем в Шуе, но это только летом, а коренных деревенских жителей по пальцам пересчитаешь. С двух сёл — из Гориц и из Дунилова, да ещё из деревень ближних в прошлом году едва набралось полтора десятка учеников…

Школа отремонтирована, всего год назад подключена к газовому отоплению, для чего поставлена своя модульная блочная миникотельная, и… закрыта!

— Плавно переведена в Перемиловскую школу, — поправляет нас директор. — А здесь пока — замок, а что дальше будет — одному Богу известно.

Ему с трудом удаётся сдерживать волнение, ведь этой школе отдано больше тридцати лет жизни. Вроде и на пенсии, а душа всё равно болит. Двухэтажное здание это в своё время, когда проходила кампания по укрупнению сельхозпредприятий и крестьян попросту сгоняли с обжитых мест на центральные усадьбы больших колхозов и сов­хозов, поглотило с десяток мелких деревенских школ. В Дворишках, в Плишкине, в Федосове и во многих других сёлах и деревнях были свои школы. В некоторых было всего по три-четыре ученика, а школы все равно работали.

В начале минувшего двадцатого века, в упоминаемом уже 1913 году, и раньше земства считали необходимым открывать и содержать школы и избы-читальни в каждом селе, в каждой большой деревне. Платили жалование учителю, обеспечивали его домом и дровами, а если была в том нужда, то и лошадью со сбруей.

Советская власть придала новый импульс этому благому делу, и уже перед войной страна наша, несмотря на то, что подавляющее большинство населения её жило крайне бедно, стала самой читающей и одной из самых грамотных стран в мире. Во всяком случае, выпускник деревенской школы того времени твёрдо знал, что Баба Яга жила в избушке, а не в «исбужке», как нередко пишут нынешние выпускники городских средних школ, удачно сдавшие ЕГЭ и даже поступившие в университет…

Директор Дуниловской школы поначалу охотно разрешил нам побывать внутри: 

— Мне скрывать нечего, — но, позвонив на всякий случай в город, вышел к нам с извинениями:

— Начальство запретило. Говорит, никаких журналистов, никаких интервью и никаких съёмок, так что вы уж извините…

Качалово

Реформа в новой России — слово нецензурноеКрасное кирпичное здание Качаловской школы спряталось в тени вековых лип. Судя по архитектуре, здешняя школа — ровесница захаровской, но ей повезло значительно больше.

— Детей в селе много, — охотно вступает в разговор пожилая женщина, гуляющая с внучкой на улице. — Конечно, хорошо было, когда своя школа работала. И я сама в ней училась, и дети мои, а внучку приходится каждый день в Перемилово отправлять. Автобус два рейса делает — за один раз всем детям места не хватает. И учителя у нас очень хорошие были, да и как иначе, если они каждого ребёнка с пелёнок знали, каждый ученик им как родной был. Два года назад школу закрыли. Нас никто не спрашивал — нравится нам это или нет, просто поставили перед фактом, что теперь дети будут учиться в Перемилове, и всё. А в школе теперь сельский клуб.

Перемилово

Реформа в новой России — слово нецензурноеПеремиловская средняя школа — последний пункт в этой части нашего маршрута. Перед входом в школу цветущие клумбы, в прохладном школьном коридоре тихо, чисто. Пахнет краской, новым линолеумом и ещё чем-то неуловимо знакомым, навевающим воспоминания о школьных годах. Дежурящая на входе женщина проверяет наши документы и объясняет, как пройти к директору.

— Я не вижу ничего плохого в том, что дети со всех окрестных сёл и деревень учатся у нас. Наоборот. У нас прекрасно оборудованные классы, отличный учительский коллектив, обеспечивает безопасность и школьников, и учителей двойная пожарная сигнализация — словом, есть всё, что должно быть в современной школе. ­Возим детей на специальном автобусе, а в этом году обещают дать ещё один. Разве реально обеспечить это во всех школах района, да и какой смысл содержать огромное здание для того, чтобы обучать в нём полтора десятка учеников? Гораздо дешевле и разумнее собрать их в одной школе, как это и сделано. Да и качество образования у нас высокое — ЕГЭ в нынешнем году сдали очень хорошо, а одна из наших учительниц выдвигалась на областной конкурс «Лучший учитель», — рассказывает нам директор Перемиловской школы.

Всё это, безусловно, правильно и полностью соответствует требованиям проводимой в стране реформы образования, если бы не одно «но»…

Само слово «реформы» в лексиконе нашем давно стало таким же нецензурным, как самый отборный мат. И тому есть причины. Мы все на собственной шее очень хорошо прочувствовали и знаем результат реформ в лесу — его можно сформулировать очень коротко. Реформы есть, а вот леса не осталось и ещё очень долго не будет. Не лучше результат и реформирования ЖКХ, превратившегося в банальное разворовывание колоссальных сумм, отпущенных на преобразования. А результаты школьного ЕГЭ, какими бы высокими они ни были, ни в коей мере не отражают истинного качества образования — это мнение не только журналистов «МС». Так считает ректор МГУ Виктор Садовничий, так считает декан факультета журналистики Санкт-Петербургского университета — это он привёл пример со словом «избушка». А ведь эти вузы самые престижные в стране, и туда поступают лучшие выпускники школ, имеющие максимально высокий балл по результатам ЕГЭ. По мнению большинства специалистов, результаты реформирования системы отечественного образования не просто отрицательные, они катастрофические.

За день мы смогли объехать лишь четвёртую часть района, но и этого вполне хватило для того, чтобы сложилась достаточно печальная картина. Мы не ставили своей целью что-то эдакое «накопать», а если бы захотели — труда бы это не составило, несмотря на скрытое, но очень активное противодействие нашей работе, оказываемое некоторыми сотрудниками районной администрации.

Возможно, ребятам из Качалова или из Дунилова и нравится в Перемиловской школе, вот только кто из них, закончив её, захочет вернуться к себе в село, в котором даже школы нет? Кто захочет рожать детей, зная, что садик тоже закрылся? Ответ очевиден — никто! И пока тенденция эта не изменится, на одного родившегося младенца будет приходиться два, а то и три покойника. О каком уж тут исправлении демографической ситуации можно говорить?..

Между тем

20 июня в правительстве Ивановской области состоялось заседание по модернизации системы образования. Рабочая группа утвердила финансовый план реализации проекта модернизации общего образования области на 2011 год. Определен и объем финансовых средств бюджетам муниципальных районов и городских округов Ивановской области на образование. В 2011 году на модернизацию этой сферы из федерального бюджета будет выделено свыше 144 млн. рублей. В соответствии с методикой расчета определен размер субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов области на модернизацию системы общего образования в сумме 65,3 млн. рублей. Средства федерального бюджета будут направлены муниципалитетами на приобретение транспортных средств, спортивного, медицинского, технологического и учебного оборудования для общеобразовательных школ области. 79,4 млн. рублей будут израсходованы на приобретение для первых классов общеобразовательных школ автоматизированного рабочего места учителя, расширение канала сети интернет, создание условий для дистанционного обучения учащихся, на повышение квалификации и переподготовку управленческих и педагогических кадров.Закрытые в Шуйском районе школы этих миллионов дождаться не смогли...

Реформа в новой России — слово нецензурноеРеформа в новой России — слово нецензурное


Реформа в новой России — слово нецензурноеРеформа в новой России — слово нецензурное


От 28 Июня 2011 года Олег НАЗАРОВ

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий