year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Село иконописцев - «Местный спрос»

Село иконописцев

Палех... Уникальное в своем роде место, известное далеко за пределами нашей области как «село иконописцев». Основанный по легенде беглыми монахами, отрезанный от густонаселенных городов лесами и бездорожьем, он жил и развивался особливо и замкнуто, бережно храня свои традиции. Чем живет и как развивается палехская иконопись сегодня, мы решили выяснить на месте. Мой собеседник – иконописец, скромно пожелавший остаться читателю неизвестным, пролил свет на историю этого древнего искусства и традиции палехских мастеров.

Заказы императорского двора

Появление иконописи в Палехе связывают с нашествием на Русь Золотой Орды. Мастера разоренного Владимиро-Суздальского княжества бежали от татарских погромов в глухие отдаленные места, в дебри лесов, унося с собой крупицы былой могущественной культуры. Палех был недосягаем для супостатов и долгое время жил замкнутой жизнью. Мастера основали здесь свой промысел, который вскоре стал известен далеко за пределами Москвы. Надо сказать, уединенность Палеха уберегла его от соблазна писать дешевые иконы, которому подверглись Холуй и Мстера.

Вплоть до начала XIX века Палех, даже не обозначенный на карте, продолжал сохранять простые формы иконного производства, замкнутого в семье. Иконы здесь писали сравнительно немного, но качественно, с соблюдением всех канонов. Для сравнения: в Холуе изготавливались, в основном, «расхожие» иконы. Холуйский мастер не занимался длительным процессом отделки иконы, писал широкой кистью, нередко проявлял свободу в иконописании, не следуя укоренившимся правилам и руководствуясь своей фантазией.

Палешане писали, в основном, иконы дорогие, на заказ, поставляли их даже императорскому двору.

С чего начинается икона

Село иконописцевПоследовательность написания иконы выработана древностью, изменению не подлежит и передается из поколения в поколение до наших дней. Работа над иконой включает 4 этапа: выбор и обработка основы, наложение грунта, живопись и закрепление олифой. Основой для иконы служит липа, а также сосна, реже – береза.

Интересно, что дерево для иконных досок начинали заготавливать в декабре – январе. Когда стояли лютые морозы, дерево подрубали и срубали окончательно только спустя месяц. Затем его распиливали, выдерживали на открытом воздухе, а после складировали под навесом, и только спустя 10 лет выдержки древесина использовалась для изготовления иконных досок. За это время дерево давало усадку, и уже готовая доска не трещала, не изгибалась. Для сравнения: в современной иконописи используется древесина выдержки 3–5 месяцев. Сверху на доску наклеивалась «серпянка», редкая льняная ткань, на которую ложился грунт – «левкас» (обычно смесь мела и алебастра). Каждый слой грунта последовательно просушивался и выравнивался куском пемзы.

Затем иконную доску покрывали сусальным золотом. Золото наносили на полимент – коричневая краска, растворенная на протухшем курином белке, с мылом, воском и жиром. Полимент наносили в 7-8 слоев беличьей кистью. Затем поверхность смачивали разведенной водкой и накладывали листовое сусальное золото. По высыхании поверхность полируется волчьим или медвежьим зубком. После нанесения рельефного орнамента на поверхность приступали к живописи. Вначале писали пейзаж, одежду, в последнюю очередь – лики.

Заключительный этап – наложение защитного слоя олифы – льняного масла, которое варилось исключительно в летнюю солнечную погоду на костре, затем томилось в глиняных горшках вольной русской печи.

Правило веры

Село иконописцевИконопись – не просто искусство. Это зримая проповедь Слова Божьего, открывающая взору облик Христа, Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих. Языком красок и линий она показывает человеку правило веры. Почитание, которое человек воздает иконе, относится не к дереву и краскам, и даже не к произведению искусства, каким бы красивым оно ни было, а восходит к Первообразу.

В Палехе иконы писали всей семьей, начиная с ребенка, растиравшего краски, и заканчивая самым старым членом семьи. Интересным был метод обучения детей. Многие родители отводили на обучение ребенка к мастеру, даже если сами были иконописцами. Обучение начиналось с послушания. Юного подмастерья могли отправить трудиться на огород, носить дрова или растапливать печку. Рисовать учились, сперва копируя рукавички, которые изображал мастер, после – руки и ноги. Постепенно задания усложнялись, так что к моменту написания своей первой иконы ученик практически не допускал ошибок. Мой собеседник хранит икону – работу юноши 12 лет.

От 26 Сентября 2007 года Яна МАЛАНИНА

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий