year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Дети, обездоленные дважды - «Местный спрос»

Дети, обездоленные дважды

По признанию правоохранителей, ситуация с обеспечением жильем детей-сирот безрадостная. Особенно в районе.

Право, обеспечивающее выпускников детских домов жильем, закреплено законом. Повсеместное нарушение этого права подтолкнуло повальные прокурорские проверки во всех регионах страны. О ходе такой проверки в Шуе и выявленных нарушениях мы побеседовали с помощником прокурора, юристом 3‑го класса Алексеем Санайкиным.

— Как проводилась проверка по обеспечению детей жильем в Шуе?

— Президент дал поручение Генпрокуратуре проверить ситуацию с обеспечением сирот жильем. Поэтому весь нынешний год эта ситуация, которая у нас и так обычно на контроле, была взята под усиленный надзор. Мы проводили сплошные проверки всех учреждений, связанных с обеспечением детей-сирот жильем. Это и соцзащита, и детские дома, и администрация.

— Как закреплено в законе право сирот на свое жилье?

— У нас законодательство построено таким образом, что все дети-сироты делятся на две категории: те, кто проживал до момента определения в детский дом в муниципальном жилье, они сохраняют за собой право пользования этим жильем; и те, кто на момент изъятия из семьи не имел жилья либо был оставлен еще при рождении в роддоме. На сегодняшний день у нас по городу и району поставлено на учет 109 детей-сирот в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий именно в связи с тем, что у них нет закрепленного жилья.

— Были ли выявлены нарушения в ходе проверки?

— Проведенные проверки показали, что права детей нарушаются, и нарушений очень много. Что касается ситуации по городу, то, благодаря действиям органов опеки и попечительства и самой городской администрации, даже при наличии обнаруженных нами нарушений, все дети, которые выпускаются из образовательных учреждений, либо возвращаются в закрепленное за ними жилье, которое, слава Богу, сохраняется, а не превращается в помойки, не разбазаривается и не разворовывается, или получают отдельные квартиры или временное жилье до подхода их очереди. В этом году городским детям было предоставлено 11 жилых благоустроенных помещений и 3 временных. По Ивановской области — это один из лучших показателей. Всего по городу за 9 месяцев этого года было выявлено 87 нарушений, касающихся детей-сирот, более половины из них касаются жилья. Были выявлены в этом году и нарушения, связанные с софинансированием на приобретение жилья. Это было связано с тем, что поселение не перечислило ту часть, которую она была обязана профинансировать.

— Самое серьезное нарушение законодательства, выявленное в ходе проверки?

— Надо сказать, что городская администрация умудрилась отличиться на уровне всей области. А именно в отношении момента постановки ребенка на учет как нуждающегося в жилплощади. Законодательством подобный возраст не предусматривается, город же умудрился решением даже не нормотворческого органа установить возрастной ценз для постановки на очередь этих детей в 14 лет. В то время как итоги проверки, проведенные в конце прошлого года, показали, что по городу средний срок пребывания детей в очереди составляет 10–15 лет. Вот и представьте себе, что ребенок-сирота выпускается в 18 лет из образовательного учреждения, за ним закреплено право на получения жилья незамедлительно, а на деле он выходит и стоит в очереди дальше, так как денег на приобретение ему жилья нет. В других муниципалитетах нет закрепленного возрастного ценза, и дети ставятся на учет с момента признания его сиротства. И к 18 годам у него больше шансов, что на него деньги будут выделены. А у нас получается, что дети из Лухского района имеют больше шансов получить жилье, чем сироты из города Шуи. Подобная ситуация была в Кинешме, к тому же закрепленная нормативным актом, и его опротестовала прокуратура. Так же, как и у нас, прокуратурой было вынесено представление об устранении нарушений. Оно удовлетворено, и сейчас детей ставят на учет с момента выявления, и права их не нарушаются.

— Какова процедура подготовки жилья для выпускников детских домов?

— Ежегодно органы опеки заранее готовят списки тех, кто будет выпускаться из образовательных учреждений для детей-сирот. И проводятся мероприятия по подготовке для них жилья. Где-то делается ремонт и тому подобное.

— За счет каких средств приобретается жилье для сирот?

— Жилье приобретает город, но за счет субвенций из областного и федерального бюджетов. До этого года существовали разнообразные программы, по которым эти субвенции предоставлялись. Некоторые программы предусматривали софинансирование этой субвенции. При этом субвенции распределяются не кому попало, муниципалитет предлагает эти субвенции тем, у кого самый продолжительный срок пребывания в очереди. Потому что на уровне департамента социальной защиты Ивановской области ведется своя очередь.

— Были ли случаи отказа в постановке сироты на учет по жилью?

— В ходе проверки выявлялось, что, в принципе, нарушений много жилищного кодекса по этому же возрастному цензу. Решение о том, ставить или не ставить на учет ребенка, принималось волевым решением одного из заместителей главы города без рассмотрения жилищной комиссии. Все это объяснялось тем, что делается в целях экономии времени. Дескать, все равно ведь не поставим, поэтому нарушим законодательство и не будем рассматривать вопрос на жилищной комиссии. Сейчас ребенка все-таки на учет поставили. У нас есть выпускники детских домов, достигшие 30‑летнего возраста, жильем все еще не обеспеченные.

Складывается в связи с этим парадоксальная ситуация, когда город разыскивает бывших выпускников детских домов, чтобы предоставить им жилье, на которое они имеют право, но они не откликаются. В итоге приходится переступать через них, так как средства надо осваивать в определенные сроки. Жилье предоставляется следующим в очереди.

— Проводилась ли подобная проверка в районе?

— Более печальная ситуация сложилась с районом. Не знаю, почему, но район начал вести учет этих детей только с 2000 годов. До этого учета не было вообще. Город не выкидывает своих сирот на улицу, предоставляя им хотя бы временное жилье в бывших общежитиях. А с районом ситуация кардинально противоположная. Во‑первых, с прошлого года обязанность по предоставлению жилья была передана от района поселениям. И поселения оказались не готовы к этому. Не оказалось ни подготовленных кадров, которые способны решить этот вопрос, ни материальной базы, ни средств для предоставления жилья. В этом году по району было предоставлено всего два жилья, и 12 выпускников‑сирот были выпущены «в воздух». После выпуска, получив свои деньги, а это деньги немаленькие, они просто-напросто растворились. Никто из них не пришел ни в опеку, ни в поселения, ни к нам и о своем праве на жилье не заявил. Скорее всего, они вернулись к родителям, лишенным родительских прав, и сейчас просто проживают полученные средства.

— Почему возникла такая ситуация?

— Вместе с органами опеки мы собирали в этом году глав поселений, объясняли ситуацию, в ответ от них получили заявление, что они не имеют ни свободного маневренного фонда, ни возможности приобрести это жилье. Одно из поселений отличилось тем, что отказалось в прошлом году принять учетные дела своих сирот. «Район поставил их на учет, пускай жильем сам и обеспечивает». После нашего представления эти дела благополучно передали, и дети были поставлены на учет, издали необходимый нормативный акт и сейчас думают, как обеспечить этих детей-сирот.

— Были ли выявлены в ходе проверки службы, качество работы которых показало себя на должном уровне?

— Шуйская опека — одна из не­­­многих в области, к кому у нас нет претензий, потому что они действительно работают, заботятся о детях. Они поддерживают и уже взрослых совершеннолетних ребят, дают консультации, оказывают юридическую помощь. Хотя это уже не их поднадзорные. Благодаря их работе, у нас нет прецедентов обращения сиротами в суд. Хотя, я думаю, что именно с детьми по району такие прецеденты у нас могут возникнуть. По области случаи по детям-сиротам, интересы которых отстаиваются в суде, имеются, но они до сих пор не исполнены.

— Как на сегодняшний день вы оцениваете ситуацию с обеспечением сирот жильем в городе и районе?

— Я думаю, что у нас сейчас будет много возникать вопросов по работе с детьми именно в районе — ставили их на учет кто и как хотел, и как Бог на душу положит. Закрепляли за ними жилье, которое было изначально не пригодно для проживания. В результате чего нами был опротестован ряд постановлений, касающихся именно такого закрепленного жилья. Так как законодательство имеет свойство меняться, деньги имеют свойство заканчиваться — хоть федеральные, хоть областные. Поэтому в целях защиты прав детей мы опротестовывали такие постановления. Ситуация пока безрадостная. Проблемы с обеспеченностью сирот жильем есть. По крайней мере, мы добиваемся того, что детей начали ставить на учет в городе правильно. Это уже немало — первый шаг к тому, чтобы рано или поздно они были жильем обеспечены.

Осторожно, дети!

Преданные когда-то родителями дети оказываются лишними и для государства. За 9 месяцев нынешнего года прокуратурой выявлено 87 нарушений, касающихся сирот. Не потому ли дети бегут из казенных домов, всеми силами стремясь к родным? К родным, которые их уже однажды отвергли...

От 22 Декабря 2010 года Местный Спрос

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий