year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Правовое поле семьи - «Местный спрос»

Правовое поле семьи

«Нам сегодня в школе рассказывали про права детей. Теперь я знаю, что ты не имеешь права заставлять меня мыть посуду!»

Ребенок должен выйти в мир с мировоззрением, которое сформировали родители. Но вместе с правами он должен узнать об ответственности и последствиях.

Это реальные слова ребенка в одной из православных семей Москвы. Нетрудно угадать, какое отношение к правам детей сформируется у мамы после таких прокламаций дочери. Однако именно правовое просвещение в семье может стать условием защиты ребенка от превратного понимания им своих прав, считает Любовь Тасалова, юрист, семейный психолог, сотрудник катехизаторской службы при храме Всех Святых (Москва).

Грамотный родитель покупает Конституцию, Семейный кодекс, Конвенцию о правах ребенка и начинает своей дочери толковать законы: «Скажи, пожалуйста, а где здесь написано, что я не имею права заставлять тебя мыть посуду? Если здесь такого нет, то твои права никто не нарушает». Кстати, пока ребенок не достиг совершеннолетия, по Семейному законодательству реализация и защита его прав и интересов возлагается на родителей. То есть законодательство исходит из презумпции единства интересов детей и родителей. В Семейном кодексе РФ сказано, что «родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами». Это право может быть ограничено только судом, если будет доказано, что они нарушили закон. Соответственно, родитель вправе сам выбирать, как он будет воспитывать ребенка. Никто не может ему запретить, например, водить ребенка в храм, соблюдать в семье пост. На мой взгляд, законы нашей страны не противоречат семейным устоям, принятым в православных семьях. Другой вопрос в том, что мы пытаемся перенимать правовой опыт стран, в которых живут люди с другим менталитетом. Их законы нам не подходят.

О правах ребенку должны рассказывать не «доброжелатели» из правозащитных организаций, даже не учителя в школе, а сами родители, тогда их авторитет не будет подорван. Ребенок должен выйти в мир уже со своим мировоззрением (в т. ч. и правовым), которое сформировали родители. Но вместе с правами нужно рассказать об ответственности и последствиях. Например, ребенок, которого родители не пустили на дискотеку, пожаловался на дурное с ним обращение и, оговорив родителей, оказался в приюте. Здесь он ограничен в общении, в передвижении, вынужден соблюдать строгий распорядок, если он не делает уроки самостоятельно, то с ним их будет делать социальный педагог. Дети в приюте сами убирают в своих комнатах, стирают носки и нижнее белье. Они вынуждены делить свою комнату с другими детьми, которые могут быть не совсем дружелюбно настроены и т. д. Возникает вопрос — так ли вы­играл обиженный ребенок, неверно поняв свое право «на индивидуальность»? Мне приходилось сталкиваться с ситуациями, когда дети, которые страдали от реального насилия в семье, отказывались от своих слов, чтобы только вернуться домой.

Конечно, когда ребенок жалуется на родителя, это грех. Но вина за этот грех лежит и на родителях тоже. Почему ребенок им не доверяет, почему он пытается апеллировать к чужим людям? Хорошей альтернативой «компетентным органам» становятся телефоны доверия. Если ребенок испытывает боль, обиду на родителей, то психолог-консультант подскажет ему, как примириться с родителями, как пережить обиду, поможет найти позитивные стороны в семейных отношениях. Думаю, в христианских семьях у детей нет необходимости обращаться на телефон доверия или в социальные службы, в этих вопросах им оказывает помощь духовник.

От 30 Ноября 2010 года Местный Спрос

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий