Аз, буки, веди…
Слова рождают в мозгу определенный образ. Какой образ понесет по жизни подросток, называющий родителей шнурками, а товарищей – перцами?
Указом президента России 2007 год объявлен годом русского языка. К этому событию можно относиться по-разному. Можно порадоваться, а можно и задуматься. Не является ли объявление 2007 года годом русского языка своеобразным сигналом о том, что язык в опасности? Иначе зачем привлекать дополнительное внимание общественности к языку, который является четвертым распространенным языком в мире, родным для 170 млн. человек, языком, на котором общаются более 160 народов и национальностей!
Что же происходит с русским языком в современном обществе? К сожалению, ничего хорошего. И дело не только в том, что язык засорен иноязычными жаргонными словами, просторечиями и молодежным сленгом. Слова, к моему сожалению, теряют свой первоначальный контекст в угоду времени, людям. Обратимся к кириллице: аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, жизнь… Уже в первых буквах заложена та неизменная национальная идея, которую сейчас так упорно ищут политики. Зная значения букв, без труда можно прочитать утверждение: я, буквы знающий, глаголю: добро есть жизнь. Мы хотим видеть наших детей креативными, амбициозными, со здоровым тщеславием и цинизмом. Но давайте обратимся к русским словарям. Амбициозный – чрезмерно тщеславный. Тщеславие не может быть здоровым, так же, как и цинизм. Можно ли говорить, насколько амбициозен был Александр Невский, насколько креативен князь Владимир, крестивший Русь, и какой долей здорового цинизма обладал Сергий Радонежский? Мне могут возразить: меняется время, меняется значение слова. Да, в отдельных словарях слово «амбициозный» носит позитивное значение. Но хорошо ли это? В каждой стране на протяжении долгих веков формируется определенный социокультурный контекст, в котором и развивается страна и народ. Если ценностные категории начинают подменяться, разрушается культура, возникает разруха, которая, по словам Булгакова, царит не в подъездах, а в головах.
Приведем простой пример. Что значит для человека сегодняшнего времени выражение «поставить крест»? Современный фразеологический словарь русского языка, не обращаясь к первоначальному значению, трактует это выражение так: поставить крест на чем-либо, т.е. отказаться от чего-либо, разувериться, перестать думать. Однако в первоначальном значении смысловым синонимом выражения «поставить крест» было выражение «воздвигнуть крест». Любое доброе дело не начиналось без благословения, без креста. В первоначальном контексте «воздвигнуть», «поставить крест» – значит, совершить благое дело; в современном – сплошное отрицание, негатив.
КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ
Уголок на ферме помню –«Красным» назывался.
Только он мне почему-то
Черным показался.
Я зашла туда, как в ад,
Не могла опомниться:
Трехэтажный звучал мат.
Святая Богородица!
Там покрыты были стены
Черными обоями,
Там облили мою душу
Грязными помоями.
С оскорбленною душой
Не живу, а маюсь.
И с обидою большой
На тот свет отправлюсь.
Ольга СМИРНОВА
Таких примеров можно привести много. Чему учат нас СМИ, в особенности телевидение? Вспомним одну из реклам. Семья сидит за столом. Отец съел сосиску сына, сын – сестры, а сообразительная девчушка просит дедушку: «Дедушка, закрой глаза!» Понятно, что произойдет после этого. А в старину говорили: посади дедушку на печку, станешь старым, тебя посадят. Нет ли здесь перевернутого социокультурного контекста, не произошла ли подмена ценностей? Реклама чипсов утверждает, что это «так вкусно, что нельзя ни с кем поделиться», а производители косметики – «мы этого достойны». Раньше в человеке ценилось само достоинство, а сегодня – крем, которым он пользуется. Вместе с изменением языка изменяются и нравственные категории народа. Старшего мужчину в семье называли большаком. Он – больший, на нем большая ответственность. Родители поэтому и родители, что родили. Каждое слово рождает в мозгу человека определенный образ. Какой образ понесет по жизни подросток, называющий родителей «шнурками», а товарищей «перцами»?
И все-таки, безусловно, обращение к русскому языку (пусть и по указу президента) – большое и нужное дело.
Сохранение и преумножение традиций русского языка должны стать такими же общенациональными задачами, как повышение рождаемости и укрепление позиции рубля на мировом рынке. Язык укрепляет человека, дает ему возможность познать мир и осознать свое место в нем, ибо «язык и слова – ветка и листья сердца и свидетельствуют о том, сухо или зелено оно».