year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
А у меня портфель в руке… - «Местный спрос»

А у меня портфель в руке…

Вооружившись весами, корреспондент «МС» выясняла, насколько тяжела дорога наших детей в школу в самом прямом смысле этого слова

А у меня портфель в руке…Ребята школы № 9 с энтузиазмом поддержали идею проведения экспериментов по взвешиванию портфелей. Чего только не оказалось в ученических сумках: книжки и тетрадки, огромные пеналы с полным набором ручек, карандашей, фломастеров и кисточек, альбомы и краски, спортивная форма, сменная обувь и еще масса всего самого необходимого. И, как мы смогли убедиться, у всего этого есть немалый вес. Согласно гигиеническим нормам, вес школьного портфеля не должен превышать 10% от веса самого ученика. То есть для младших школьников это примерно 2 кг, для учащихся средних классов — не более 3,5 кг, для старшеклассников — 4,5–6 кг.

А у меня портфель в руке…Чаще всего на наши весы попадали школьные ранцы и рюкзаки. Им отдают предпочтение почти все школьники младшего и среднего звена. Среди старшеклассников рюкзак продолжает оставаться популярным среди мальчишек, а вот сумочки девушек школьный портфель мало напоминают. По-прежнему самой распространенной среди школьников остается сумка на одно плечо. Чаще всего она встречается у ребят 5–8 классов. Но некоторые из старшеклассников говорили нам, что пробовали ходить с такой сумкой, и она показалась не слишком удобной, поэтому они вернулись к более удобному рюкзаку.

Подойдя утром к раздевалке первоклассников, мы были удивлены, что дети идут на занятия с пустыми руками. Где же их учебники и тетради? Оказалось, все просто. Первые полгода малыши приносят портфель в понедельник и забирают в пятницу, чтобы родители смогли посмотреть на успехи своих детей. Всю же неделю ранец вместе с содержимым хранится в классе, поэтому ребята и спешат на занятия налегке. Школьная жизнь для малышей только начинается, поэтому в их арсенале прописи, пара тонких учебников, альбом для рисования и так далее. В общей сложности, даже с физкультурной формой ранцы детей весили от 1,5 до 2‑х килограммов. Лишь один ранец в классе показал на весах 2 кг 300 гр. Так что в среднем вес портфеля первоклассника на начало учебного года вполне соответствует нормам.

А у меня портфель в руке…У школьников из четвертого класса в этот день было пять уроков, а средний вес их ранцев вытянул на 3 кг 800 гр. При этом некоторые из ребят несли на своих плечах ношу в 4–4,5 кг. Примерно такая же ситуация с шестиклассниками. Вот только вес отдельных ранцев достигал 4,5–5 кг. Правда, один из носителей такого груза признался, что в рюкзаке у него не только те учебники, которые нужны на сегодня, но и другие — «чтоб не забыть». Так вот, оказывается, из чего складывается тяжесть школьных рюкзаков: из излишней ответственности, рассеянности и боязни быть наказанным.

Но всех переплюнули в этот день пятиклашки. Хотя у них было всего четыре урока, средний вес тех нескольких рюкзаков, которые попали мне на весы, вытянул на 4 кг 700 г, а вес отдельных портфелей достигал 5,5 кг. Заглянув в один из таких рюкзаков, ничего лишнего мы там не обнаружили: три учебника, тетради, пенал с канцелярскими принадлежностями, физкультурная форма, сменная обувь и кое-какие мелочи. Рюкзак маленькой пятиклассницы Арины вытянул на 4 кг 800 г, притом, что обувь она несла в отдельной сумке. «Это у нас еще не очень тяжелые портфели. Вы приходите, когда у нас 5–6 уроков», — смеялись ребята, подхватывая свои рюкзаки.

А у меня портфель в руке…Затем на мои весы попали сумки старшеклассников. В седьмом классе шесть уроков. В сумках ничего лишнего, а их вес колеблется от 2‑х до 4‑х кг. В 11 классе семь уроков, но средний вес школьных сумок не превышает 3 кг. Я задумалась о том, что налицо обратная динамика: уроков больше — портфели легче. Но 10‑й класс ее опроверг. У ребят в этот день было семь уроков, но вес сумок одноклассников был неодинаковым. Маленькие на вид радикюльчики Тани и Кристины потянули на 3 и 4 кг соответственно. А пакет их одноклассника с ручками и несколькими тетрадями не дотянул даже до килограмма. Вес нескольких следующих сумок и рюкзаков колебался от 3‑х до 4‑х кг. Когда же на весы набросил свой рюкзак Андрей, стрелка перевалила 8 кг. «Не удивляйтесь. Я ношу с собой все. Чтобы не забыть». Снова это «чтобы не забыть». Я чувствую подвох, вот только не могу понять, в чем.

Одноклассник Андрея в военном камуфляже сменяет друга у весов. Показатель не маленький — 5 кг, но уже так не впечатляет. В итоге средний вес сумок ребят оказался чуть больше 3,5 кг. Уже позже, когда я узнала, что это класс с углубленной военной подготовкой, я предположила, что, возможно, ребята таким своеобразным образом закаляются, чтобы пополнить в дальнейшем ряды бравых десантников или отважных пехотинцев.

Пока врачи бьют тревогу по поводу нарушения осанки школьников, пока издаются облегченные варианты учебников, напоминающие справочники, пока родители выбирают для своих чад не только красивый, но и правильный портфель, школьники испытывают груз учебы на себе — в соответствии с наказом великого Суворова: «Тяжело в учении — легко в бою».

Только цифры!

По данным Госсанэпиднадзора, книги для начальных классов должны весить максимум 300 граммов, учебники для 5–6 классов — 400 граммов, учебники для 7–9 классов — 500 граммов. В портфелях выпускников не должно быть учебников тяжелее 600 граммов.

Порядка 40% детей приходят в школу с нарушениями осанки, а за годы учебы этот процент удваивается. Правильная осанка начинает формироваться с первых лет жизни. Но наиболее важный период — с 4 до 10 лет, когда быстрыми темпами формируются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу.

Комментарий специалиста

Нелли Смолина,заведующая детской поликлиники № 2:

— Если в среднем ребенок 6–7 лет весит где-то 19–20 килограммов, то вес его рюкзака не должен превышать 2 кг. У ребенка должен быть удобный портфель, лучше всего рюкзак. Это в определенной степени профилактика нарушения осанки.

Если рассмотреть статистику только по нашей поликлинике, а это 7 тысяч детей, то мы увидим, что уже среди первоклассников имеются нарушения осанки, причем количество таких детей растет из года в год. Если в 2007 году у нас было 70 ребят с уплощением стопы, сколиозом, выраженным плоскостопием и нарушением осанки, то в 2008‑м — уже 94, в 2009-м — 120. Идет рост нарушений опорно-двигательного аппарата, начиная с первого класса, и этот рост продолжается в 5‑х классах, когда начинается предметное обучение. Уплощение стоп переходит в плоскостопие, нарушение осанки — в сколиозы. А это уже третья группа здоровья. Такие ребята должны заниматься специальной лечебной физкультурой. К сожалению, в наших школах этого нет. Как результат, к нам приходят ребята с ярко выраженными сколиозами, с болевым синдромом. И приходится освобождать их не только от физкультуры, но и от любой физической нагрузки. А ребенок продолжает ходить в школу, таскает на себе тяжелый рюкзак. Какой будет эффект от нашего лечения? Поднятие тяжестей может вызвать, наряду с нарушением опорно-двигательного аппарата, еще и опущение внутренних органов, например, желудка или половых органов у девочек.

Причина заболеваний опорно-двигательного аппарата — не только ношение тяжелого рюкзака. У ребенка должна быть еще и удобная обувь­. И если в такой обуви ходят дети до пятого класса, то в старших классах девочки надевают туфли на каблуке. Это усиливает нагрузку на позвоночник и усугубляет уже имеющиеся нарушения. Добавьте к этому сумку на одном плече. Тут уже начнется не просто сколиоз, а искривления, которые впоследствии могут привести в кабинет невролога.

И еще, пользуясь случаем, скажу, что для полноценного развития ребенка важен не только портфель в 2 кг и правильная обувь, но и правильное питание. Печально видеть, что этого нет у старших детей. В школе есть не модно. Модно хрустеть чипсами. А это вообще условно-съедобная пища, противопоказанная детям. Совершенно необходимо, чтобы дети съедали горячий завтрак!

От 15 Сентября 2010 года Марина ИВАНОВА

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий