Ах, вернисаж, ах, вернисаж…
Корреспондент «МС» пыталась погрузиться в мир современной живописи. Удалось частично.
В небольшом зале «Аранжевого кота» на Арбате ждал первых посетителей своей выставки шуйский художник Сергей Постнов. На стенде перед входом запись: представленная экспозиция знакомит с видением художника за последние десять-пятнадцать лет «крутого вокруг солнца». Загадочно и непонятно. Впрочем, как и сами картины.
Вглядываюсь, вдумываюсь, дотрагиваюсь до полотен, оглядываюсь по сторонам. Не понимаю! Кто-то приободрил меня: «Зачем понимать, наслаждайся!». На многих картинах то яйцо, то скорлупа, то яичница. Кто-то из посетителей выставки называет это абстракцией, кто-то минимализмом, кто-то просто разводит руками, не зная, что сказать. Картины Сергея — это сложный синтез всех направлений. Сам он объясняет их так:
— Все это я для себя называю минимализмом. В принципе, картины не подозревают какой-то сложности, и изобразительный язык написания простой. Борюсь с тем, чтобы не перегружать, не перенасыщать картины. Стараюсь упростить их. При создании картин не было четкой программы, ведь это изобразительный язык, а не литературный. Как кино не перескажешь — его надо смотреть, так и картину не пересказывают — ее надо видеть собственными глазами.
Приехавшие на выставку представители мира искусства поясняют мне, что картины Постнова — это игра ассоциаций, и каждый увидит в них что-то свое. В картине, на которой изображен стол с яичницей, а рядом скорлупа, я увидела просто утренний завтрак и неубранные скорлупки. У кого-то разыгралась фантазия: «Желток — это центр семьи, а осколки символизируют разбитую личную жизнь, ссору». Другая картина, где изображен стол, а на нем шахматный ферзь, обглоданная кость и вилка, ассоциируется у посетителей с бурно проведенным вечером. Сам мастер комментировать не стал и ответил: «Каждый додумывает по-своему». И действительно, «рассказать» картины художника Сергея Постнова нельзя — лучше увидеть их своими глазами.
Эксперты «МС»
Марина Черноперова,
владелец «Аранжевого кота»:
— Я просто в восторге от того, что я вижу! Мне по душе такая живопись. Я люблю такие содержательные вещи. То, что изображено на картине, надо соотнести с сиюминутным восприятием действительности. Я бы отнесла эти картины к минимализму на грани абстракции. Они написаны с помощью самых примитивных средств. Восприятие мира Сергеем сродни наскальной живописи. Все четко и ясно.
Марина Владимировна,
кафедра рисунка и живописи, Нижегородский архитектурный университет:
— В целом впечатление приятное от выставки. Видно, что человек много лет работает в этом направлении. Нам, привыкшим к реалистическому искусству, надо смотреть на такие картины с точки зрения абстракционизма. Но я бы не назвала представленное живописью, это все же ближе к графике.
Леонид Шипов,
художник:
— С Сергеем знаком давно. Он себе никогда не изменяет и всегда в себе сохраняет творческое начало. За ним интересно наблюдать. Еще он пишет стихи. Сама выставка выполнена в стиле символического искусства. О его стихах сказал бы: лаконичная форма выражения мысли. И картины тоже примерно таковы.
Ольга,
гостья города:
— Картины подобного рода вижу впервые. Несмотря на то, что все они созданы одним художником, они достаточно разные по содержанию, по стилю и по мастерству исполнения. На каждую из картин нужно смотреть под определенным углом, чтобы понять ее. Некоторые картины заставляют задуматься о важном. Но некоторые работы, к сожалению, остались непонятыми.