year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
«Это не Санкт-Петербург, это не Растрелли. Это — шуйское село Дунилово» - «Местный спрос»

«Это не Санкт-Петербург, это не Растрелли. Это — шуйское село Дунилово»

О судьбе культурных и архитектурных памятников старинного русского села размышляет гость нашей редакции — художник, дизайнер, поэт из Санкт-Петербурга Александр Александров.

«Это не Санкт-Петербург, это не Растрелли. Это — шуйское село Дунилово» — Александр Евгеньевич, почему вам вдруг стала не безразлична судьба Дуниловского музея? Из-за того, что Дунилово — малая родина ваших предков?

— О существовании музея в селе Дунилово я вообще не знал. Но когда два года назад приехал в село и увидел здание музея с выбитыми окнами, разрушенным крыльцом, без ограды, без мезонина, тогда я стал разыскивать фотографии этого дома в его первоначальном виде. Первоисточник, который я поднимал, «Свод памятников монументального искусства России», это многотомный труд. Но удивительно то, что Ивановской области там посвящено целых три тома. И этот дом я обнаружил там как охраняемый объект. Вот тут-то я и начал бить тревогу. Выяснилось, что областное руководство вынесло вердикт относительно всего Дуниловского посада — подлежит сносу. Куда я только ни писал! Дело дошло до комиссии по охране архитектурных памятников. Тогда из Ивановского управления культуры приехала в Дунилово комиссия. Суть разговора свелась к тому, что здание вместе с участком подлежит продаже в частные руки с обременением. Разницы, по большому счёту нет, в чьих руках будет здание. Главное — чтобы в этом доме был музей.

— Как отнеслись местные власти к тому, чем вы занимаетесь?

— О том, как отнеслись местные власти, ничего сказать не могу, поскольку я с ними на эту тему не разговаривал принципиально. Когда в течение последних 20 лет я видел, как разваливается центр Дунилова и разносится по кирпичику, по винтику, я не захотел разговаривать с местным руководством. Меня радует то, что уже есть покупатель, готовый выкупить и впоследствии восстановить здание музея в первозданном виде, включая резьбу на мезонине. И слава Богу! Почему всё внимание сосредоточено на этом доме? Поясню: во‑первых, это центр села; во‑вторых, архитектурно дом красив и уникален.

— А что вы скажете, уважаемый Александр Евгеньевич, про сохранность экспозиции?

— Каким образом происходила эта тёмная история с вывозом экспонатов на тракторной тележке в Дуниловскую школу чуть ли не ночью, не знаю, я свидетелем не был. Но обвинение членов совета музея в том, что они приложили к этому руки, не является правомерным, ибо этих трёх женщин, Турик, Телегиной и Мозжухиной, на тот момент в селе не было. Демонтаж музея происходил без них, и этому есть свидетели. Я вполне допускаю, что ситуация со зданием музея искусственно создана, потому что настолько скоропостижно всё было сделано, как будто здание должно было вот-вот рухнуть. Перевезённые экспонаты теперь в таком состоянии, что каждый из них нуждается в реставрации. Мебель развалена, уникальный ткацкий станок превращён в щепки.

— Но музей не имел официального статуса, даже когда функционировал.

— Это просто отговорка, что совету музея отказали в переводе из народного в муниципальный, якобы, потому, что нет тысячи единиц хранения в экспозиции. Это полный бред. Нигде таких квот не установлено. Существуют музеи в квартирах, где всего-то десяток-другой экспонатов. Теперь есть возможность делать экспозицию с нуля так, как положено, т. е. более грамотно. На сегодняшний момент часть экспонатов безвозвратно утеряна, часть в школе, часть в частных руках на хранении, и эти люди, в связи с происшедшим, не хотят огласки.

— В последние годы в Дунилове активно восстанавливаются храмы.

«Это не Санкт-Петербург, это не Растрелли. Это — шуйское село Дунилово» — Естественно, я всячески поддерживаю возрождение храмов, церквей, часовен. Когда была открыта Горицкая церковь Рождества Богородицы, т. е. на момент начала реставрации, можно было посмотреть уникальную фреску 10 на 7 метров, написанную палехскими мастерами и изображающую вход Господень в Иерусалим. Это основная экспозиция храма необыкновенной красоты. Я могу смело её ставить в один ряд с «Тайной вечерей» великого Леонардо по своей художественной ценности. То, что это шедевр, я вам, как художник, говорю. Зимой фреска покрывается 3‑сантиметровым слоем изморози, потом оттаивает. Ежегодно площадь фрески уменьшается и уменьшается. При мне отвалился большой кусок штукатурки с росписью. Я ратую за то, чтобы все храмы сёл Дунилово и Горицы восстановить в первозданном виде. Кстати, именно так и надо рассматривать комплекс Дунилово‑Горицы, не разделяя сёла мостом через Тезу. Это единый архитектурный ансамбль. Надо отдать должное настоятельнице монастыря игуменье Ольге, что она покрыла все крыши и купола Дуниловских храмов. Теперь разрушение значительно замедлится, и шансы восстановить повышаются в разы.

— Может ли стать село Дунилово объектом туризма нашего края?

— Не может, оно просто должно и обязано таковым стать. Причём чуть ли не объектом № 1. Не зря специалисты называют это место «Суздалем в миниатюре». Когда я впервые увидел в интернете фотографию комплекса Свято-Успенского женского монастыря, меня поразила надпись: «Это не Санкт-Петербург, это не Растрелли. Это — село Дунилово».

От 18 Мая 2010 года Беседовал Владимир БАБАЙКИН

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий