Не спешите проиграть!
После работы менеджер среднего звена Георгий вернулся домой, по привычке включил телевизор и сел ужинать. Переключая каналы, он остановился на интерактивном денежном шоу. «Меня словно загипнотизировали, — рассказывает он. — Смотрю — девушка, одетая по-пляжному, просит отгадать слово, предлагая за это 65 тысяч рублей, а ей никто не звонит. Я понимаю, что знаю это слово. А девушка говорит, что до конца эфира осталось одна минута, и чуть не плачет оттого, что никто не может отгадать. Мне ее стало жалко, и я позвонил, забыв о том, что они берут за это деньги. В эфир я так и не попал, автоответчик минут десять просил оставаться на линии и ждать очереди. А девушка на экране уже называла победителя». В конце месяца Георгий получил телефонный счет на сумму 1000 рублей. Изучить подноготную интерактивных викторин взялся наш корреспондент.
На сегодняшний день викторины — самые «рейтинговые» передачи. Их аудитория достигать 20–30% от общего количества зрителей. Все телевикторины можно разделить на 4 категории: индивидуальные, где победителем становится самый эрудированный участник («Своя игра», «Поле чудес»); командные («Что? Где? Когда?»); специализированные («Самый умный») и, наконец, интерактивные – наиболее соблазнительные и азартные.
Схема работы викторины проста. Телезритель звонит по указанному номеру, звонок переадресовывается на компьютер, где автоответчик просит подождать. Одновременно на этот номер звонят сотни других телезрителей. В зависимости от емкости, линия может одновременно принимать до 5 тыс. звонков. Далее компьютер делит всех абонентов на группы по 100 человек, из этих групп выбирается по одному человеку, из них формируют очередную группу и так далее, пока не остается один счастливчик. В течение одной викторины в эфир дозваниваются около 7–10 участников.
Точную цифру доходов от интерактивных викторин никто не знает. Но можно просчитать приблизительную сумму. В среднем «интеллектуальная игра» идет 30 минут, линия принимает, допустим, 5 тысяч звонков в минуту. Получается, в среднем за передачу поступает 150 тысяч звонков. Если учесть, что звонок стоит 50–60 руб., то набегает уже 7,5–9 млн. руб. Их делят между собой оператор, который предоставляет номер, организатор бизнеса и телеканал. Не исключено, что между организаторами викторины и сотовыми операторами может быть сговор, ведь именно операторы списывают деньги со счетов абонентов.
Правоохранители уже заинтересовалось ночными телевикторинами, которые транслируются на российском ТВ. Так, 24 марта в отношении руководства телевикторины «Спортмания», выходившей на канале 7 ТВ, было возбуждено уголовное дел. По данным следствия, организаторы викторины создали мошенническую схему, из-за которой попытки зрителей дозвониться в студию и выиграть денежный приз оказывались безуспешными. Зрителям предлагалось отгадать слово, за что им обещали приз в 3 тыс. рублей. Однако ни один телезритель так и не смог попасть в эфир, и к тому же лишался своего баланса на телефоне. Такие схемы мошенничества известны уже давно. Еще в 2007 году против РЕН ТВ, ТВ3 и ТНТ подавались иски с требованием признать интерактивные игры, проводившиеся на этих каналах, азартными и прекратить трансляцию телевикторин. В тот раз удалось снять с эфира все викторины.
Хочется отметить и то, что телезрителям сообщаются минимально необходимые правила викторины, сообщается о платности звонка, предоставляется возможность ознакомиться с правилами на интернет-сайте или путем платного звонка. Это делает невозможным предъявление претензий к организатору.
И напоследок совет Георгию и телезрителям-полуночникам: перед тем как звонить в эфир телевикторины, внимательно ознакомитесь с бегущей строкой, где написаны все расценки. Если условия вас устраивают, звоните со стационарного телефона — тогда не будет взиматься дополнительная плата за соединение. Более же правильным будет решение глубоко вздохнуть, переключить канал или же лечь спать.