Суд об Отечестве нашем
4 ноября — празднование Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)
День Казанской иконы Божией Матери был государственным праздником России и неукоснительно отмечался до революции 1917 года. Казанский образ издавна славился на Руси как спаситель веры и Отечества.
Начало XVII века — Смутное время, время самозванцев, время разорения Русской земли и Русской Церкви. Вся жизнь была в полнейшем расстройстве. Казалось, не оставалось никакой надежды. Но было в нашем народе твёрдое, непоколебимое чувство — чувство преданности святой вере, и оно спасло тогда Россию. Первого царя Лжедмитрия не принял народ за оскорбление православной веры. Не допустил он на московский престол и польского королевича Владислава, не принявшего, как обещал, православие. И двинулись дружины народные со всех концов страны на освобождение Москвы, чтобы спасти её от поругания и осквернения поляками. Никогда ещё не было такого дивного покаяния, которое объединило всех русских людей, вчера ещё враждовавших друг с другом. И Божия Матерь за верность русских своей вере пришла к ним на помощь через Свой Казанский образ, чудным образом обретенный еще в 1579 году.
Вторым чудом стало духовное предводительство Казанской иконы Божией Матери при штурме Китай-города в 1612 году. Именно появление иконы в рядах народного ополчения стало решающим фактором успеха штурма. И поэтому после освобождения Москвы от интервентов на личные средства князя Пожарского на Красной площади был возведен храм Казанской иконы Божией Матери. В ночь перед Полтавской битвой Петр Первый, далеко не самый ревностный православный христианин, долго молился, не вставая с колен, перед Казанской иконой, прося ее даровать победу русскому воинству.
Шли годы, возрастала слава Казанской иконы. Она укрепляла дух русской армии в походах Суворова, сопровождала наши полки в сражениях Отечественной войны 1812 года и в последовавшем за ней заграничном походе. И вся страна каждый год, 4 ноября, торжественными богослужениями отмечала день обретения иконы, который стал одним из главных праздников нашего народа.
С наступлением трагического 20 века пришли времена, не пощадившие чудотворный образ. В 1904 году его выкрали из Богородичного женского монастыря в Казани. Вся полиция была поднята на ноги. Вскоре преступники, польстившиеся на драгоценности, обрамлявшие икону, были найдены. Но величайшая святыня России погибла... Но на страну с тех пор посыпались несчастья одно горше другого – в 1905 году первая революция, потом поражение в русско-японской войне, потом…
Вот какие у нас духовные символы, и такими бедами грозит их утрата. То, что происходит с нашим Отечеством сегодня, не идёт ни в какое сравнение с тем, что было даже в Смутное время. Те, кто пытается в наше непростое время спасти Россию, понимают, что одной материальной мощи для возрождения былой славы нашего Отечества недостаточно. Да и нет сегодня этой мощи. Необходима идея, всех нас, русских людей, объединяющая. И это не идея маммоны, которая насаждается всюду в мире, и не идея содома, которая всё больше распространяется в России. Наше спасение — в вере наших предков, в православии. Только за православие, говорит преподобный Серафим Саровский, Бог помилует Россию. Только за православие суд об Отечестве нашем будет изменён на милость.