Про питание в школьных столовых
На качество питания в школах, наконец-то обратили внимание не только родители
Учебный год начался, и тема детского питания на сегодняшний день чрезвычайно актуальна. В прошлом году горячим питанием в нашем городе было охвачено 68% школьников, по области – 70%, по стране — 77%. На начало нынешнего года процентный показатель в Шуе несколько снизился и составляет 67,2%. Вот потому-то в школах города было проведено анкетирование учащихся и их родителей по вопросам питания в школе.
Глас народа
Иван, 4 класс, школа № 8:
— Мне нравится, как кормят у нас в школе. Мы ходим на завтраки после второго урока. Обычно я ем все, но люблю, когда дают макароны с сосиской. Жаль только, что порции маловаты. К концу занятий очень хочется есть, и я обычно хожу покупать пиццу и чай.
Настя, 4 класс, школа № 18:
— Нас водят на завтраки всем классом. В зависимости оттого, что предлагают в столовой, я ем или нет. Особенно мне нравится, когда на завтрак дают блинчики.
Маша, 5 класс, школа № 7:
— Я вообще не люблю кушать в столовых после того, как еще в младших классах я неудачно поела. Я тогда училась в другой школе. До сих пор помню, как мне было плохо. Самое большее, что теперь себе позволяю, это купить в буфете булочку.
Мама пятиклассника Никиты:
— Мой ребенок ходит на школьные завтраки с удовольствием. Он вообще у нас большой любитель покушать, так что не только со всеми поест, но еще и за булочкой на следующей перемене сбегает.
Круглый стол по горячему питанию
Специалист отдела образования Е. Починина рассказала нам, что анкетирование имело цель выяснить, какие проблемы, связанные с организацией горячего питания, существуют на сегодняшний день, какие предложения по его улучшению есть у учеников и родителей. Все полученные данные были обработаны, и вот что получилось.
Предложения родителей: разнообразить меню, расширить ассортимент буфета, провести косметический ремонт в столовой (в некоторых школах), продлить работу буфета (для детей, которые учатся по субботам). Предложения детей: увеличить порции, расширить ассортимент, разнообразить меню, продлить работу буфета, увеличить перемену, на которой ребята завтракают, и количество работников столовой.
Результаты анкетирования были представлены на заседании круглого стола, на котором приняли участие представители ЦРБ, Роспотребнадзора, отдела образования, руководители и ответственные за организацию горячего питания в школах и их социальные партнеры: ООО «Родник-92» и ИП Евграфова. Много споров вызвал вопрос о режиме работы буфетов. Представители ЦРБ настаивают, что буфет должен работать с утра и до окончания занятий. А ответственные за питание в школах утверждают, что буфет должен открываться после 4‑го урока, иначе дети испортят аппетит булочками уже на первой перемене. Рассматривался и вопрос расширения ассортимента. Наверное, было бы неплохо, если бы ребята могли выбирать блюда, которые хотят. С этой целью планируется ввести в школьных столовых журнал заказов. В планах отдела образования также проведение экскурсий для родителей по школьным столовым с дегустацией блюд, которые предлагаются школьникам.
Компетентные мнения
«Малыши кушают очень хорошо!»
Алла Бурчилова, директор школы №18:
— В нашей школе питанием охвачены все учащиеся, причем бесплатным — из расчета 12,50 руб. на человека. Кроме того, есть обеды и полдники для тех, кто посещает группу продленного дня, а это 118 детей. Завтракают ребята на второй и третьей переменах. Обед проходит с 13:00 до 13:30, а полдник — с 15: до 15:30. Буфета у нас нет, поскольку выпечку наши дети получают в полдник. А вообще-то ребята кушают хорошо, и лучший показатель этого — количество отходов в конце дня, их бывает очень мало. Надо отдать должное нашим поварам! Они много сил прикладывают, чтобы дети ели с удовольствием, и всегда интересуются, какие у ребят есть пожелания по меню. Мы стараемся, чтобы питание было разнообразным – готовим салаты, самые разные каши, курицу, печень, молочный суп, который детям очень нравится. Чтобы меню удовлетворяло ребят, мы провели большую работу: экспериментировали на кухне, делали опросы среди учащихся. Конечно, родители хотели бы видеть рацион еще более богатым, но встает вопрос о дополнительной оплате, а такая возможность есть не у всех. Поэтому приходится искать компромисс, и в этом нам очень помогает сотрудничество с «Родником-92», который быстро реагирует на все наши замечания и не отказывает в помощи.
«С питанием подростков — проблемы»
Лидия Авдонина, директор школы №9:
— Начальное звено в нашей школе охвачено питанием на 100%. Малыши едят после второго урока, и в это же время начинает работать буфет. После третьего урока приходят завтракать ребята среднего звена, а на большой перемене, после 4‑го урока, обедают старшие. Хорошо едят младшие, а вот с подростками проблема. Они хотят поесть быстро. Именно на этом мы и хотим заострить наше внимание. Сейчас у нас в школе четыре меню: завтрак, льготное питание, обед и меню буфета. Будет проведено анкетирование учащихся и родителей, чтобы узнать, есть ли необходимость в расширенном меню за дополнительную плату. Кроме этого, мы будем формировать книгу заказов, чтобы учащихся среднего звена более активно посещали столовую. Собираемся мы заняться и просветительской работой: вместе с учителями химии и биологии ребята будут проводить исследования, как влияет пища на развитие организма, и каким должно быть питание. Разноцветным и ярким мы предполагаем сделать и само меню, которое будет вывешиваться не только в столовой, но и в холле, рядом с расписанием, чтобы родители могли с ним знакомиться. Планов у нас много!
Социальный аспект
В городском округе Шуя организовано питание 600 учащихся из числа льготных категорий на сумму 10 руб. в день для детей из малоимущих и многодетных семей, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
«Многие дети элементарно голодают»
Николай Ермаков, заместитель заведующего отделом социальной защиты администрации города по здравоохранению:
— Горячее питание очень важно для детского организма. Ребенок должен питаться 4–5 раз в день. Промежутки между приемами пищи не должны быть более 4 часов, а ночной промежуток — не более 12 часов. А частое питание, через час-два, ни к чему хорошему не приводит, так как у желудочно-кишечного тракта своя физиология. Кроме того, каждый прием пищи не должен быть менее 20% общего суточного объема. Максимальный прием пищи не должен превышать 30–35% от суточного объема, иначе это слишком большая нагрузка на организм. Очень большая проблема состоит в том, что половина детей идет в школу не кормленными. Они или просто элементарно голодают, дожидаясь своей перемены, или наедаются булочками. А ведь очень важно накормить ребенка полноценным завтраком, а не бутербродом с синтетической колбасой, который запивается синтетическим кофе с синтетическими сливками и заменителем сахара из синтетического пакетика. Для некоторых детей завтрак в школе — это один из двух приемов пищи за весь день! С проблемой недокормленных детей, имеющих дефицит веса, я очень часто сталкиваюсь во время призыва. Мальчики в период роста должны кушать так же, как и взрослый мужчина, который занимается тяжелым физическим трудом. И значительную часть рациона должна занимать белковая пища. Важным моментом питания детей является и получение достаточного количества витаминов. Неплохо, что в школы доставляется хлеб, обогащенный минеральными солями. Но витаминизация стоит денег. То, что сейчас делают наши повара и партнеры, поставляющие продукцию, на ту мизерную сумму, которая выделяется, просто подвиг. И когда родители просят давать детям соки, они забывают, что натуральный сок стоит очень дорого. То, что мы обычно покупаем в коробках, в большинстве случаев, кроме названия, от данного фрукта больше ничего не имеет. Остаются овощи. Процесс их приготовления довольно трудоемкий, но все возможное на выделенную сумму делается по максимуму.