year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Устранено белое пятно в истории родного города - «Местный спрос»

Устранено белое пятно в истории родного города

Стало известно имя архитектора, создавшего проект здания клуба Благородного собрания в Шуе

Шуя в конце XIX – начале ХХ века была одним из красивейших городов Владимирской губернии. Город был чист, благоустроен, и немалую роль в его благолепии играла архитектура. Архитектурный облик Шуи формировался именно в это время. Тогда была построена большая часть зданий, которые теперь являются памятниками архитектуры.

Важную роль в постройке этих зданий играло местное купечество. Именно купцы явились инициаторами строительства не только частных построек, но и зданий общественного назначения. Пожалуй, больше всех в этом деле преуспел Иван Иванович Попов – потомственный Почетный гражданин Шуи, купец первой гильдии, человек, много сделавший для благоукрашения родного города. Одним из общественных сооружений, выстроенных на средства И. Попова, является здание Народного дома (ныне Городской дом культуры). Здание было сооружено более ста лет назад – в 1901 году, освящение же его состоялось в 1903 году. В 1911 году здесь разместился клуб Благородного собрания.

Мы знаем имя мецената постройки здания, а имя архитектора до недавнего времени было неизвестно, так как проект здания был «образцовым», или, как сейчас говорят, «типовым». Такие проекты разрабатывались столичными архитекторами специально для провинции. Образцовый проект обычно брался за основу и незначительно видоизменялся с учетом тех или иных особенностей ландшафта местности и облика близлежащих зданий.

Изучая архивно-документальный фонд купеческой семьи Поповых, хранящийся в Шуйском историко-художественном и мемориальном музее, автор этих строк обратил внимание на один, казалось бы, незначительный документ. Это маленькая визитная карточка московского архитектора Константина Терского. На лицевой стороне ее значилось: «Константин Викторович Терской. Архитектор Московского удельного округа. У Арбатских ворот, Молчановка, Кривоникольский переулок, собственный дом». Но наиболее интересной оказалась оборотная сторона визитки. На ней рукой самого архитектора Терского было написано: «В счет одной тысячи рублей сер. (серебром – прим. автора) за составление проекта под клуб с концертным залом получил от г-на Ивана Ивановича Попова двести рублей. Архитектор К. Терской. Москва. 1897 год. Август 7; получил еще триста рублей. К. Терской. В полный расчет пятьсот рублей дополучено. К. Терской». Таким образом, нам стало известно не только имя автора архитектурного проекта этого здания, но и сумма, потраченная Поповым на его составление.

Архитектор Константин Викторович Терской (Терский) (1874-1905) был широко известен в свое время как автор проектов построек не только в Москве, но и в провинциальных городах России. Он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и один год обучался в Петербургской академии художеств. Но более всего Терской известен как наставник и учитель выдающегося московского архитектора Ф. Шехтеля, создававшего постройки в стиле модерн.

Так вот бывает в музейной работе: незначительная приписка на маленьком документе позволяет устранить неизвестное в истории.

От 24 Декабря 2008 года Татьяна Добычина, старший научный сотрудник Литературно-краеведческого музея Константина Бальмонта

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий