year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Сплав духовности, гражданственности и патриотизма - «Местный спрос»

Сплав духовности, гражданственности и патриотизма

Беречь Россию – главный тезис Дня народного единения

День народного един­ства – праздник молодой, он отмечается лишь с 2005 года, но отражает события очень древние. Русская государственность неразрывно связана с трагическими событиями начала 17-го века, которые в русской истории получили название смутного времени. Но единство народа, спаянное религиозной и национальной общностью, вывело страну из тяжелейшего кризиса. Так считает собеседник «МС», проректор по научной работе ШГПУ, доктор исторических наук, профессор Ю. Иванов.

Сплав духовности, гражданственности и патриотизма

– Юрий Анатольевич, ваш учитель, известный историк Руслан Скрынник, занимался изучением истории смуты. Что это за период в истории?

– Руслан Григорьевич известен как автор классических биографий Ивана Грозного, Бориса Годунова, Минина и Пожарского – героев смутного времени. Этот период – история того, как беречь Россию. И не случайно праздник назван Днем народного единства. Смута 17-го века научила нас, как не допустить «раздрая» в стране, потому что это ужас и катастрофа. Руслан Григорьевич не искал правых и виноватых. Он искал истину, но истина эта не простая, потому что люди, которые участвовали в событиях смуты, были разные. Есть выражение «тушинский перелет». Тушино в свое время было пригородом столицы, где стоял «тушинский вор», самозванец Лжедмитрий. Это был человек без рода и племени, никакого отношения к царским династиям он не имел, но к нему за чинами и званиями бежали московские бояре, дворяне, которые искали, где больше заплатят. Людей, которые бегали туда-сюда, называли тушин­скими перелетами. Русский человек в период смуты потерял осознание своей значимости, национальной и религиозной идентичности, искал выгод, и все это, по сути, приводило к тому, что вся страна оказалась на грани краха. Об этом не любят говорить, но в Москве тогда сложилась ситуация, когда мы пришли даже к временной утрате государ­ственности. И именно подвиг Минина и Пожарского вывел нас из этого глубочайшего кризиса.

– Как наш край и, в частности, наш город участ­вовали в подавлении смуты?

– Несомненно, смута затронула весь наш край, как и все верхнее Поволжье, потому что ополчение Минина и Пожарского шло на Москву по Волге. Сам Пожарский был приглашен руководить ополчением как раз из нынешнего Южского района, из своей вотчины Мугреево, где он поправлялся от ран, полученных в первой попытке освобождения столицы. Послы из Нижнего Новгорода приезжали именно туда. И Шуя, и Юрьевец, и Кинешма активно участвовали в борьбе с захватчиками, ляхами, как их называли. И в этой борьбе наши люди, действительно, проявили свои самые лучшие качества. Подвиг ополченцев остался в памятниках, в легендах, документах. Мы можем сказать, что наш край сыграл огромную роль в спасении Отечества. Пожарский – наш земляк, земляк Ивановского края, и мы им заслуженно гордимся.

– В истории многое повторяется. Было ли что-то подобное смуте в нашей истории?

– К сожалению, аналоги были. Русские историки, публицисты и философы начала 20-го века революцию 1905 года называли новой смутой. Антон Деникин, руководитель белого движения на юге России, свою книгу назвал «Очерки русской смуты». Смута – это страшно. Русский человек в понятии «смута» выразил то, что чувствовали все – затмение, трагедию, катастрофу. Все рушится. Смута царит везде: в умах, в серд­цах, в государстве, в политике. Смутно все. В политической истории не было более страшного периода, чем смутные времена. Я думаю, наш исторический опыт, опыт 17-го века, а также опыт 1905 и 1917 годов научит тому, что нам нужно жить без смуты.

– Можно ли надеяться на то, что мы забудем слово «смута» или будем его произносить только в историческом контексте?

– Для историка говорить о забывчивости некоррект­но, потому что забывать ничего нельзя. Если мы будем помнить ту смуту, то не допустим новой.

– Юрий Анатольевич, вот уже два года подряд в Юже проходят Пожарские чтения. В этом году они организуются в третий раз, но в Шуе пока мало известно об этом мероприятии.

– Пожарские чтения, действительно, интересное мероприятие, которое родилось одновременно с праздником. Эти чтения и светские, и, в то же время, духовные, курирует их Иваново-Вознесенская и Кинешемская епархия. Это подвижническое мероприятие, где мы узнаем много интересного о нашем крае, и радует, что оно не протокольное. на Пожарских чтениях люди искренне рассказывают, что они нашли нового в научном плане о событиях того времени. Уверяю вас, это сделать сегодня нелегко, потому что события смуты всегда интересовали историков, и новые находки сейчас редки, поэтому дорого стоит найти что-то неизвестное. Пожарские чтения – это сплав духовности, граждан­ственности и патриотизма, того, чего мы и ждем от нового праздника. Я еду в Южу с удовольствием – послушать интереснейших людей, которые расскажут о своих находках. Хочу встретиться с теми, кому интересно наше прошлое, с настоящими патриотами России, пообщаться с теми, кто понимает важность и значимость этого праздника. Беречь Россию – главный тезис Дня народного единения.

– День народного един­ства праздник новый, и, естественно, оценки его самые разные.

– В этом отношении надо быть спокойными, как сейчас принято говорить, толерантными. Каждый из нас ощущает праздник по-особому. Кто-то не понимает того, что мы сегодня празд­нуем, кто-то считает, что это праздник, который всего лишь вытесняет из памяти другой – 7 ноября. День народного единства – новый праздник, но он относится к нашему прошлому. Мы пережили глубочайший кризис, но вышли из него здоровой нацией, хочется верить и надеяться, что остаемся такой и сейчас.

От 6 Ноября 2008 года Беседовала Елена БОГОСЛОВСКАЯ

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий