year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Реальное и нереальное: народные поверья и практические советы по выживанию - «Местный спрос»

Реальное и нереальное: народные поверья и практические советы по выживанию

Продолжается грибной и ягодный сезон. Корреспондент «МС» решил изучить вопрос выживания в лесу на примере прошлых лет и предшествующих поколений.

Реальное  и нереальное: народные поверья и практические советы  по выживанию

Реальное  и нереальное: народные поверья и практические советы  по выживанию

Реальное  и нереальное: народные поверья и практические советы  по выживанию

Реальное  и нереальное: народные поверья и практические советы  по выживанию

Окружавший наших предков мир был полон опасностей и угроз. Непроходимые леса и топкие болота стеной обступали людей не только в древности, но ещё в XVI-XVII веках и были неотъемлемой частью жизни. Природа – источник пропитания, но также и источник опасностей. С другой стороны, она учила, давала суровые, но полезные советы по выживанию.

Для начала стоит помнить, что отношение человека к природе было почтительное. Мир в представлении славян и их соседей был простой и понятный, потому что наделялся сверхъестественным. А там, где царит метафизика, логика приобретает специфические особенности. Люди видели признаки и приметы в природных явлениях, и это было для них совершенно обыденным. Чуть не утонул в болоте или речке – водяной виноват или русалки. В лесу потерялся – леший путает. Дома по ночам стуки и шорохи – домовой что-то делает. Особенно наглый волк коз ворует и овец таскает – оборотень завёлся. Так и жили.

Как пример, можно вспомнить классику XIX века, которая описывает особенности мышления людей прошлого. Надо понимать, что в деревнях и сёлах XIX века были такие же взгляды на мир, как и в веке XVI или XVII. Польский писатель Генрик Сенкевич пишет в своём романе «Огнём и мечом» (1884 г.):

«Странный был 1647 год. Разные знамения на земле и на небе предвещали какие-то несчастия и необыкновенные события… Современные летописцы упоминают, что весной в Диких Полях появилось невероятное количество саранчи, уничтожившей все посевы и травы, что предвещало нашествие татар. Летом произошло полное солнечное затмение, а вскоре затем на небе запылала комета. В Варшаве над городом появился в облаках гроб и огненный крест…»

Или там же: «Над пустыней спустилась ночь, а с ней настал час привидений. Рыцари, бодрствующие в станицах, рассказывали, что по ночам на Диких Полях встают тени умерших, погибших внезапной смертью без покаяния, ведут свои хороводы, и ни кресты, ни церковь не могут им помешать в этом. Вот почему, когда наступала полночь, в станицах шептали молитвы за умерших. Говорили также, что эти тени всадников, бродя по пустыне, заграждают встречным путь, моля о крестном знамении. Попадались между ними и упыри, которые с воем гнались за людьми. Опытное ухо уже издалека различало вой упыря от волчьего. Видели иногда и целые отряды теней, которые настолько приближались к станицам, что стража начинала бить тревогу. Обыкновенно это предвещало большую войну. Встреча с отдельными тенями тоже сулила мало хорошего, но не всегда нужно было толковать это в дурную для себя сторону».

Последняя строчка хорошо описывает отношение человека XVII века к миру потустороннему, а фактически к природе – не всё там угроза, но лучше лишний раз с этим не сталкиваться.

Но сталкиваться приходилось. Летом, ранней осенью, а кое-где и поздней наступало время сбора урожая, приготовления запасов. Племена славян и их соседи занимались довольно своеобразным подсечно-огневым земледелием, били пушного зверя, добывали дикий мёд. Постепенно, по прошествии Средних веков, ближе к XVII веку и далее, формируются крупные сельские центры, но дикая природа – по-прежнему постоянный спутник предков.

Как же они выживали, обезопасили себя, постоянно находясь на границе двух миров?

Было два способа – реалистичный и метафизический. Второй заключался в молитвах и заговорах, прежде чем идти за грибами, на охоту, рыбалку или в баню (да, баня, как известно, до реформ Алексея Михайловича считалась местом «нечистым», там не вешали иконы, обитала нечисть, а ещё в банях чаще всего колдовали). С тех пор до нас дошли отдельные отголоски этих словесных оберегов, зачастую даже переработанные литературой. Например, всем известное «ни пуха ни пера» (итальянский вариант «in bocca al lupo», то есть «отправляйся в пасть к волку»). Кроме заговоров, были и реальные советы по борьбе с нереальным. Прежде чем идти на рыбалку, принято было в речку опускать венок с хлебом или другим угощением, чтобы задобрить мавок и водяных. Первую пойманную рыбу принято было отпускать – в дар водяному, чтобы улов был хороший. В лесу – не ломай зря веток, не пинай грибы, не бросай мусор – леший рассердится. А вот оставить краюху хлеба или пирога в угощение лесному хозяину – это хорошо. И сам не заблудишься, грибов наберёшь, и охота пройдёт удачно. А если всё-таки заблудился, то надевай скорее одежду шиворот-навыворот и ругайся «по матушке», уж больно леший не любит «великий и могучий».

Сейчас советы эти кажутся смешными, но для предков всё было более чем серь­ёзно. Ведь от удачной рыбалки, охоты, сбора грибов и ягод прямо зависело выживание не только отдельной семьи, но и всего поселения.

Были и вполне практические советы. Как это ни удивительно для некоторых, но обращать внимание на мох на камнях и стволах деревьев и на длину веток придумали не для учебников школы. Это было известно ещё в древности. На северной стороне ветки у отдельно стоящих деревьев короче, и мох предпочитает там расти. Правда, в лесу с этим сложнее из-за плотности растущих деревьев. А вот смола выступает чаще на южной стороне деревьев. Предки смотрели и на кору – на северной стороне она тёмная, а на южной – светлая. Если есть ручей, то рано или поздно он выведет к речке, а по ней можно выйти к селениям. Муравейник, по наблюдению предков, более округлый с южной стороны и более пологий с северной. Вокруг больших камней почва влажнее с севера.

Всё это дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. А что сейчас? С одной стороны проще стало – у многих есть телефоны, навигаторы и спутниковые карты с определением местоположения. Леса в наших районах почти всегда находятся между посёлками, деревнями, городами. Мало того, что рано или поздно выйти можно куда-то, там ещё очень часто их пересекают автомобильные и железные дороги, что позволяет ориентироваться на шум.

Но всегда надо помнить, что какие не были бы средства под рукой, от опасности заблудиться никто не застрахован. Поэтому, отправляясь в лес, всегда предупреждайте родственников и покажите примерный план маршрута.

Ну и возьмите, что-ли, кусок пирога с собой. Так, на всякий случай.

От 8 Сентября Александр ИПАТОВ, фото из открытых источников.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий