year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
На Мамаевом кургане тишина стоит такая… - «Местный спрос»

На Мамаевом кургане тишина стоит такая…

Команда старшеклассников школы №7 выиграла грант на поездку в город-герой Волгоград.

На Мамаевом кургане  тишина стоит такая…На Мамаевом кургане  тишина стоит такая…

На Мамаевом кургане  тишина стоит такая…

На Мамаевом кургане  тишина стоит такая…

«Поучаствовать в проекте «Битвы и победы 1943» нас пригласил руководитель проекта, заслуженный путешественник России, почётный гражданин Ивановской области Олег Викторович Волынкин», – начинается наш разговор с заместителем директора по УВР школы №7 Натальей Котляровой.

«В проектах Олега Викторовича наши дети участвуют не первый раз, – продолжает Наталья Николаевна, – они уже защищали проекты, посвящённые Смутному времени. По результатам проекта была организована поездка в Москву к памятнику Минину и Пожарскому на Красную площадь. Благодаря другому проекту побывали в Смоленске, были и в городе Новозыбкове, по следам 307-й стрелковой дивизии. В прошлом году мы участвовали в проекте «Битвы и победы 1943 года», которая была посвящена 80-летию Сталинградской битвы. Главный приз – поездка в Волгоград. Немало и других битв Великой Отечественной войны связано с 1943 годом, это и освобождение Донбасса, Краснодона, знаменитая битва на Курской дуге. Но Сталинградская битва, как известно, переломила ход всей Великой Отечественной войны и стала знаковым событием».

Осуществление проекта стало возможным при поддержке Фонда президентских грантов. Сохранение памяти о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне –

основная задача проекта.

Привлечение ребят к изучению истории Родины через выполнение интересных и креативных заданий – другая задача проекта. Участников проекта, в том числе и шуйскую команду, ждало много испытаний, некоторые задания ребята выполняли впервые. В состав команды вошли ученики школы №7: Иван Рюмин, Светлана Варфоломеева, Елизавета Быкова, Анна Лядова, Анастасия Таланова, ученица гимназии №1 Анна Колесова и ученик школы №61 (г. Иваново) Иван Алексеев. Сопровождала детей учитель русского языка и литературы школы №61 Юлия Николаевна Алексеева.

Молодёжь ждал не только исторический, но и IT-проект. Им пришлось осваивать компьютерные технологии, послушать обучающие уроки и лекции. А уже потом создать логотип проекта, составить азбуку «Битв и побед 1943», записать подкаст, видео­обращение, определить автора и название картин, придумать продолжение фильма о войне, текст экскурсии, написать письмо ровеснику, который учит в школе совсем другую историю, создать структуру тематического бота в Телеграм...

Благодаря кропотливым исследовательским изысканиям и работе с компьютерными технологиями ребята получили заслуженную награду – грант на трёхдневную поездку в Волгоград. Причём, надо сказать, школьники и оттуда смогли привезти богатый видеоматериал о поездке по святым историческим местам, чтобы показать своим сверстникам.

Конечно, Волгоград запал в душу. В ходе экскурсии подростки смогли побывать на Мамаевом кургане и увидеть великую «Родину-мать». Особое впечатление оставило у школьников Солдатское поле. 30 лет после войны этот треугольник земли не трогали. Впоследствии 40 минёров работали над разминированием, было обнаружено 6500 неразорвавшихся снарядов и мин на этом поле. Тракторный завод «Красный Октябрь» после войны 5 лет переплавлял металл, собранный с полей Городищенского района. Когда поле было очищено, его вспахали лучшие трактористы страны. Несмотря на то, что ещё существовала вероятность, что попадутся необезвреженные снаряды, они выехали на поле. Это были великие люди труда. Потом на поле вышли ветераны и вместе с маршалом Василием Ивановичем Чуйковым вручную посеяли хлеб. Зерно дало урожай, мешочек с первым послевоенным зерном с поля смерти хранится в Городищенском историко-краеведческом музее имени Г.С. Шаповаловой.

После войны было решено увековечить память солдат, сложивших свои головы на этом поле. В качестве памятника выбрали фигуру девочки как символ всех детей, живущих на земле. Прототипом памятника стала девочка Мила. Её отец, майор Дмит­рий Петраков, погибший при освобождении Брянска, написал ей письмо, а в него вложил засушенный цветок василька. Текст письма выбит на мемориальной плите в виде солдатского треугольника. Слова, написанные отцом своей дочери, никого не оставляют равнодушными. В них-то и заключено то, во имя чего проливали кровь наши солдаты.

Здесь же, в центре мемориальной композиции, расположен «Сталинградский букет смерти». Это собранные с поля снаряды, оружие, остатки техники... С одной из сторон мемориала на постаментах стоят лемеха от плуга, в память о трактористах, вспахавших это поле только спустя 30 лет после окончания войны.

Ребятам в ходе экскурсии рассказали и о героях Сталинградской битвы. Навечно останутся в памяти людей Николай Сердюков, закрывший собой амбразуру вражеского дзота при освобождении села Старый Рогачик, и Гуля Королёва, медсестра, погибшая, возглавляя атаку при штурме высоты 56,8 у Панышина. В одном ряду с ними – беспрецедентный подвиг пяти танкистов: Алексея Наумова, Николая Вялых, Петра Нарицина, Павла Смирнова, Феодосия Гануса, сражавшихся до последнего патрона в горящем танке, выбравших смерть, а не предлагаемую жизнь в плену. Навсегда в истории остались имена сына нанайского народа – снайпера Михаила Пассара, уничтожившего свыше 236 гитлеровцев и павшего при освобождении Городища (говорят, о нём знал не только Сталин, но и Гитлер, а за его голову даже была назначена награда) и сына грузинского народа, 23-летнего командира эскадрильи Николая Абрамишвили, направившего свой самолёт на скопление немецкой техники. По рации он сказал: «Живите, воюйте, дойдите до победы!». Его назвали «Горящий факел». После его подвига ещё 3 дня потом горело и детонировало во вражеских расположениях.

Навсегда останется в памяти и массовый героизм 33-х пехотинцев, – как назвали их потом – «богатырей» из 87-й стрелковой дивизии, которые в районе хутора Малая Россошка Городищенского района на высоте 76.3 отразили атаку 70 фашистских танков, уничтожив 29 из них и более 150 фашистов, приостановив на время продвижение армии Паулюса.

Потрясли школьников и Дом Павлова, и школьный музей, где хранится память о солдатах ивановской дивизии, которая отстаивала Сталинград. Сотрудники музея Кузьмичёвской школы тепло встретили наших ребят, трогательно рассказали об экспонатах музея.

Ребята прониклись до глубины души, осознали, как далась эта победа, какую цену мы заплатили за мирное небо, и в конце экскурсии прозвучала главная мысль о том, что не нужно переписывать историю. Очень точно сказал в своё время поэт Николай Тихонов: «Гвозди бы делать из этих людей, и в мире бы не было крепче гвоздей».

Из первых уст

Светлана ВАРФОЛОМЕЕВА:

– Волгоград-Сталинград! День первый... Мы – на Мамаевом кургане. Во время войны – это просто «Высота 102». Но какое значение она имела, сколько погибло советских солдат, защищая эту высоту... Нам сложно представить, что пришлось им пережить, но мы точно знаем, что было для них главным – выстоять, не пустить врага к Волге, не дать захватить город, дать отпор... Многие остались здесь, на Мамаевом кургане. Это место, где невозможно сдержать слёзы, где невозможно подобрать слова, чтобы выразить те чувства, которые нас наполняют, невозможно переоценить значение Сталинградской битвы, невозможно выразить всю нашу благодарность Героям – защитникам Сталинграда.

Мы, потомки народа-победителя, должны беречь память о тех боях, передавать её следующим поколениям, не позволять переписывать историю, свято хранить память о великих Героях...

Елизавета БЫКОВА:

– В сентябре мой классный руководитель Наталья Николаевна предложила мне поучаствовать в конкурсе от РГО «Битвы и Победы 1943». Главным призом была поездка в знаменитый город Волгоград, в котором ребята должны были снять документальный фильм. Конечно же, недолго думая, я согласилась. Но для того, чтобы попасть в 30-ку счастливчиков, выигравших поездку, нужно было выполнить задания.

Так как главной целью путешествия является фильм, нам нужно было получить базовые навыки. Сценарист Станислав Соломонов научил нас правильно делать видеозарисовку, подкаст и, в конце концов, видеоочерк. Выполнив их, я, во-первых, получила огромный опыт в создании своего мини-фильма, во-вторых, почувствовала серьёзность намерений организаторов, которые хотели, чтобы победившие сняли качественный фильм про Волгоград и показали его большому количеству людей. Также мы должны были сделать чат-бот в Телеграме по тематике проекта. Я выбрала Курскую битву. Выполняя это задание, я пополнила свой багаж знаний о данном сражении и узнала немного нового. К примеру, что 5 августа 1943 года в честь освобождения Орла и Белгорода прозвучал первый победный салют в Москве.

Анна ЛЯДОВА:

– В октябре мой классный руководитель предложил нам поучаствовать в проекте «Битвы и победы 1943». Я, недолго думая, согласилась, потому что когда ещё выпадет возможность поехать в город-герой Волгоград. Однако, чтобы поездка совершилась, мне нужно было выполнить задания и получить как можно больше баллов. Уже только после проекта я поняла, что съездила не только в Волгоград, но и многое узнала благодаря заданиям. Я ближе познакомилась с памятниками Волгограда, узнала много интересных фактов. Ещё я посмотрела военные фильмы, и знаете, мне очень понравилось. С помощью кинематографии для меня военные действия стали более понятными, они обрели чувства, вывели меня на эмоции. Выполняя задание с картинами, мне пришлось помучиться, но за это время я узнала ещё больше про военные события и смогла расставить их в хронологической последовательности.

От 20 Марта Тамара БЕЗМЕНОВА, фото предоставлены Юлией АЛЕКСЕЕВОЙ.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий