year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Педагогическая династия Котляровых - «Местный спрос»

Педагогическая династия Котляровых

Общий педагогический стаж всех членов семьи – более 340 лет. А это означает, что почти три с половиной века они сеют разумное, доброе, вечное в умах и душах детей.

Педагогическая династия  Котляровых

Этой публикацией мы открываем цикл материалов о семьях Шуи и Шуйского района в рамках объявленного 2024 года Годом семьи и семейных ценностей.

Педагогическая династия, о которой пойдёт речь, в 2023 году стала победителем Всероссийского конкурса «Лучшая педагогическая династия» в номинации «Фундамент будущего».

Педагогические ветви семейного древа

Основатель династии, Галина Юрьевна Сарбеева (Ерофеева), 37 лет проработала в Мальтинской основной школе деревни Мальтино Ивановской области, из них

23 года она была директором этого образовательного учреждения. До 1991 года педагог вела уроки немецкого языка, затем преподавала русский язык и литературу. Ей присвоено звание «Отличник народного просвещения РСФСР», а ещё она награждена Почётной грамотой Министерства просвещения СССР. Свою любовь к профессии Галина Юрьевна передала трём дочерям – Наталье, Юлии и Анне, которые тоже стали учителями русского языка и литературы.

Старшая дочь Галины Юрьевны, Наталья Николаевна Котлярова (Сарбеева), с 1996 года трудится в средней школе №7 города Шуи Ивановской области. Сегодня она – заместитель директора по воспитательной работе и учитель русского языка и литературы. Её муж, Роман Николаевич Котляров, в этой же школе преподавал физическую культуру, а также работал в Шуйском комплексном центре социального обслуживания населения (ныне – Шуйский дом-интернат). С 2014 года он руководит Шуйским детским домом-школой.

Роман Николаевич тоже вырос в семье учителей: его мать, Вера Борисовна, и бабушка, Лидия Николаевна, были педагогами. Вера Борисовна Котлярова (Смирнова) трудилась учителем русского языка и литературы, заместителем директора в школе №7 города Шуи. Лидия Николаевна Смирнова (Левашова) с 1946 года работала в сфере образования – сначала в одном из детских садов города Шуи, затем – в школе рабочей молодёжи. С 1949 года она преподавала французский язык в средней школе №18 Шуи. Сестра Лидии Николаевны с мужем, Мария Николаевна и Эдуард Тигранович Аванесовы, тоже связали свою жизнь с педагогической деятельностью.

Средняя дочь основательницы педагогической династии, Юлия Николаевна Алексеева (Сарбеева), в 1996 году начала свою профессиональную деятельность в родной Мальтинской школе учителем русского языка и литературы. В 2002 году Юлия Николаевна стала работать воспитателем в детском саду №27 города Иваново, в котором трудилась десять лет. С 2014 года и по сей день она преподает русский язык в школе №61 города Иваново.

Младшая дочь Галины Юрьевны, Анна Николаевны Костянова (Сарбеева), с 2006 года работает учителем русского языка и литературы в средней школе №3 с углуб­лённым изучением отдельных предметов города Кстово Нижегородской области, куда она переехала после замужества. Она награждена Почётной грамотой Министерства образования Нижегородской области. Бабушка и дедушка мужа Анны Николаевны, Николай Петрович и София Ивановна Шляпниковы, тоже были педагогами.

Продолжили педагогическую династию внучки Галины Юрьевны Сарбеевой, Лена и Маша. Елена Романовна Соколова (Котлярова) с 2018 года преподаёт русский язык, литературу и историю в родной школе №7 города Шуи. Мария Викторовна Антонова (Алексеева) с 2020 года трудится учителем начальных классов в школе №61 города Иваново.

Одна из ветвей земли Шуйской

Мою беседу с Натальей Николаевной, представителем династии Котляровых, я начну с цитаты, которая, как девиз, отражает главную суть, показывая наглядно, что выбор профессии был отнюдь не случайным. «Именно учитель открывает детям мир, учит их читать и писать, любить Родину и уважать окружающих, заботиться о брать­ях наших меньших. Учитель помогает найти свой путь в жизни, быть настоящим человеком, поэтому я считаю, что слово «учитель» звучит гордо!»

Впрочем, обо всём по порядку. Начнём с биографии. «Родилась я в деревне Мальтино Гаврилово-Посадского района Ивановской области, – рассказывает Наталья Николаевна. – Училась в Мальтинской школе до 9 класса, которую окончила в 1988 году. Потом училась в Иваньковской средней школе тоже Гаврилово-Посадского района, по окончании которой поступила в Шую, в ШГПИ им. Д.А. Фурманова. К сожалению, школа в деревне Мальтино была закрыта, а потом сгорела, ничего от неё не осталось. Это событие – как ножом по сердцу. Поэтому решила я этим летом на месте школы поставить памятник, сейчас пока там установила баннер-растяжку с надписью, что на этом месте была когда-то моя родная школа».

В Шуйском пединституте Наталья Котлярова училась с 1990 по 1995 год по специальности русский язык и литература. «Как ни парадоксально, но в школе любимым предметом была математика, которую преподавал замечательный учитель Долгов Николай Георгиевич. Но другой классный руководитель, Татьяна Леонидовна Маркова, буквально влюбила меня в свой предмет: русский язык и литературу. Так вот я выбрала свою стезю по жизни».

Ещё во время учёбы в пединституте моя собеседница пришла работать в среднюю школу №7 учителем русского языка и литературы. И работает здесь по сей день. «30 лет уже сею разумное, доброе, вечное, –

улыбается Наталья Николаевна. – Замуж вышла в 1994 году тоже за учителя».

На мою просьбу рассказать что-нибудь прикольное из школьной жизни, Наталья Николаевна снова улыбается: «Запомнился случай, когда мы работали в 2 смены, а дети во время «окна» заперли меня в кабинете, где я проверяла домашние работы учеников. Не умышленно, конечно. Целый урок я барабанила в дверь, чтобы меня выпустили. Это произошло на 3-м этаже в угловом кабинете препараторской».

А вот вопрос, сколько классов выпустила за три десятка лет, заставляет задуматься и вспомнить математику: «Так, сейчас посчитаю. Получается семь выпусков».

Каковы нынешние дети? «Дети стали лучше, проблемных детей стало меньше в последние годы. Чего не скажешь о родителях. Родители порой спорят с педагогами, качают свои права, забывая о том, что детей надо просто любить. И никакими подарками в виде новых смартфонов и других гаджетов, никакими вкусняшками и прочими подарками детскую любовь не купить.

Новому поколению не хватает живого человеческого общения».

Чему учите детей? «Учу чувствовать, думать. Сегодня у меня в приоритете две темы: духовно-нравственное воспитание и патриотическое. Кстати, прослеживается такая тенденция, родители наших учеников стали более воцерковлёнными, чем, скажем, двадцать лет назад».

Переходим к теме отдыха и увлечений в свободное от работы время. И эта часть жизни нашей героини оказывается не менее интересной: «Люблю собирать грибы, но не люблю их есть. Правда, собираю только на своей малой родине в гаврилово-посадских лесах, когда навещаю маму, которая так и живёт в деревне Мальтино. Люблю собирать землянику. Почему именно эту ягоду? Она пахнет необыкновенно. И ещё есть небольшой нюанс. Стоит кило земляники как ведро других лесных ягод. Это я к тому, что девчонкой мы ходили в лес собирать землянику и потом продавали её на рынке. Даже комары, слепни и прочий гнус не чувствуешь, когда с азартом собираешь красные спелые и душистые ягоды земляники. В трудные перестроечные годы это занятие помогало нашей семье выживать. Люблю сажать цветы, особенно ромашки. Даже здесь, на школьных клумбах, большинство цветов мною посажены.

Путешествовать люблю. Очно и заочно. Люблю Суздаль. Нравится ходить пешком по шуйской округе. Но особая любовь – это путешествия на поезде. Едешь спокойненько, смотришь в окно, любуешься пейзажами, наблюдаешь течение жизни за стеклом вагонного окна… Люблю смотреть достопримечательности. Естественно, побывала я в своё время в Египте, Турции, Израиле. Хорошо, конечно, но маленечко не то. Россия – самая красивая страна в мире. Столько ещё всего хочется узнать и посмотреть: Байкал с его чистейшей водой, Алтай с его удивительной природой, Карелию с её тысячами озёр, гейзеры Камчатки… Да много всего можно посмот­реть в нашей стране. О том, как я люблю Россию, можно говорить бесконечно. Расскажу один случай. На выставке «Россия» в Москве на ВДНХ я вышла из павильона и, поражённая мощью того, что увидела, запела гимн России.

Заочно путешествовать, это как? Поясню. Что касается путешествий, держу руку на пульсе, т. к. постоянно смотрю что-либо интересное в сообществе путешественников, смотрю свежие материалы проекта «Уголки России. Уголки гостеприимства».

Шую очень люблю. Ирония в том, что моей маме в своё время предлагали переехать в Шуйский район и возглавить одну из школ. Тогда она отказалась покидать малую родину. Ещё и потому, что я тогда была категорически против переезда. А когда пришло время, я окончила ШГПИ и осталась в Шуе. Вот как бывает».

И ещё немного про семью: «Муж Роман Николаевич тоже педагог, в 1995 году окончил факультет физического воспитания ШГПИ. Дети? Дочь Елена тоже педагог, учитель русского языка и литературы. Правда, сейчас в отпуске по уходу за ребёнком. Выполняет, так сказать, указ президента Путина о повышении демографии. Внуку 1 год 4 месяца, а внучке 4 года. Кстати, внук в таком возрасте уже разбирается в современных гаджетах. Схватил мой телефон, каким-то образом снял блокировку и включил себе мультфильм. Как он это делает, не понимаю.

Живём мы в деревне Шуйского района, где даже газа нет. Из живности – кошка, собака, куры. Держали в хозяйстве овец, индюков, гусей, цесарок и даже павлина. Я занимаюсь грядками. Выращиваем не только зелень, но и овощи, корнеплоды, короче, полное натуральное хозяйство. Честно скажу, заниматься этим мне в кайф.

Это, кстати, и психотерапия. Когда в школе случается какой-нибудь негатив, чего греха таить, такое тоже иногда бывает, отдушина в виде огорода очень помогает».

На вопрос, посещают ли мысли о смене работы, Наталья Николаевна снова задумывается: «Иногда посещают. Но дети, мои ученики, не отпускают. Куда я без них, куда они без меня? Мысли о школе присутствуют в голове постоянно. Даже когда собираемся на какой-нибудь праздник или просто так, на шашлыки, основное занятие, поскольку все педагоги, – обсуждение того, что в школе происходит. Короче, домашний семейный педсовет. Вот так и живём!»

От 7 Февраля Владимир БАБАЙКИН, из архива школы №7 и семьи Котляровых.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий