1 сентября всё равно наступит
Настрой ребёнка на обучение во многом зависит от родителей.
Два летних месяца пролетели незаметно. До школы осталось несколько недель, и всё чаще приходится слышать от своих чад об их нежелании возвращаться в школу. Как замотивировать детей на учёбу и облегчить этот нервный период привыкания к школьному процессу для себя и своих детей? Об этом и многом другом «МС» побеседовал с руководителем психологической студии «Равновесие» психологом Натальей Удаловой.
– Наталья Владимировна, как психологически подготовить первоклассника к школе?
– Ко мне приходят будущие первоклассники и часто на вопрос о том, что дети делают в школе, они отвечают: учатся. И всё. А что значит учатся, они не знают.
Конечно, попав в школу с таким представлением о ней, ребёнок будет в недоумении. Поэтому о школе ребёнку нужно рассказывать заранее. За год, а не за три дня. Рассказывать о том, какое количество человек ходит в школу, что такое классы, сколько длится урок, чем там занимаются дети. Нужно рассказать о предстоящем пути в 9–11 классов. У первоклассника должно быть понимание о том, что в школе он будет трудиться, учиться, что у него будут переменки и время на еду, разные мероприятия и концерты на праздники.
Обязательно нужно рассказать о том, что он там будет не один, что всегда можно обратиться за помощью к учителю. Я рекомендую заранее самим сходить в вашу школу. Обойдите её вокруг, попробуйте зайти внутрь посмотреть. Вспомните свои интересные истории из школьной жизни, расскажите. Ребёнку нужно дать положительный настрой на обучение. От вас зависит, с каким настроением он начнёт учиться. Постарайтесь не транслировать ребёнку свой отрицательный опыт.
– Существует ли разница между подготовкой к школе мальчика и девочки?
– Мальчики и девочки дошкольного возраста готовы к школьному обучению весьма неодинаково. Различия заключаются в лучшей интеллектуальной и эмоционально-личностной готовности девочек, в силу чего они, оказавшись в начальной школе, имеют ряд преимуществ. Поэтому не случайно школьная успешность мальчиков и девочек в первом классе также различается, у девочек она выше.
Не в пользу мальчиков различается и физиологическая «цена», которую «платит» организм ребёнка за процесс обучения. Так, к концу обучения в первом классе утомление у мальчиков в среднем в 6 раз выше, чем у девочек.
Школьная успешность мальчиков и девочек во многом зависит от врождённых особенностей функциональной организации мозга. Считается, что у мальчиков дольше созревает левое полушарие, а у девочек – правое. Девочки в целом считаются более «речевыми», они раньше начинают говорить, а значит, и все психические функции, которые появляются после возникновения речи, развиваются уже на этом фоне. Им обычно легче учиться в школе, по крайней мере, в начальной и средней. Мальчики зачастую начинают говорить несколько позже, и до определённого возраста их психическое развитие проходит иначе. Зато у них раньше формируется специализация правого полушария мозга по пространственно-временной ориентации. Очень многое зависит и от типа темперамента, от условий окружающей среды и от мотивации, с которой дети идут в школу.
– Как же замотивировать и как подготовить детей?
– Есть несколько советов: не сравнивайте ребёнка ни с кем и никогда. Каждый ребёнок уникален!
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире.
Мальчикам нежелательно давать схему решения и поиска ответов, пусть он сам открывает принцип решения путём проб и ошибок. С девочками, если им трудно, надо наоборот, вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать.
– Существуют ли параметры, что должен знать и уметь ребёнок, которому предстоит пойти в первый класс?
– Да, существует три основных параметра готовности к школе: физиологическая, психологическая и педагогическая. Для того чтобы отправиться в первый класс обычной школы, ребёнок должен быть готов по всем трём этим группам.
Итак, физиологическая готовность включает в себя возраст от 6,5 лет; отсутствие противопоказаний к школе по здоровью; достаточная развитость мелкой и крупной моторики; умение контролировать физиологические потребности и обслуживать себя с точки зрения элементарной гигиены.
В понятие психологической готовности входит большое количество разных факторов, вот только некоторые из них: достаточная развитость внимания, памяти, мышления, воображения и речи; усидчивость и самоконтроль, умение контролировать поведение и эмоции; мотивация (желание идти в школу); умение общаться с ровесниками и взрослыми, дружить.
Что касается педагогической готовности, то это больше желательный пункт. Если ребёнок хорошо готов к первому классу физически и психологически, какие-то пробелы в знаниях он быстро наверстает. Но всё-таки желательно, чтобы первоклассник умел читать (даже если по слогам, это здорово облегчит процесс обучения), умел различать звуки, слоги, слова и предложения, имел навыки счёта. Очень желателен хороший общий кругозор, доступный ребёнку этого возраста. Сюда входят элементарные знания об окружающем мире (в каком городе живёт, кто первым полетел в космос, знать ФИО родителей, времена года).
Таковы основные требования, но не нужно забывать, что каждый случай индивидуален. Кстати, ещё не поздно что-то наверстать, поэтому мы всегда ждём вас в нашей психологической студии.
– Наталья Владимировна, а если ребёнок категорически не хочет в школу?
– Да, такое возможно: ребёнок напуган и не хочет идти в школу. Но мы не будем паниковать, ведь впереди ещё почти целый месяц для исправления этой ситуации.
Родители должны понимать, что если ребёнок не готов к школе, то у него возникает страх, связанный с неизвестностью. Наша психика так устроена, что чаще всего тревожит неизвестное. Родителям важно в этот момент подойти и спросить: «Чего именно ты боишься?». Выслушать и попробовать объяснить, проговорить все моменты, которые беспокоят вашего сына или дочь. Обязательно сделайте акцент на том, что в школу вы пойдёте с ним, там отведёте его в класс и оставите под присмотром учительницы, которая о нём позаботится.
– Но ведь не хотят в школу не только первоклашки, но и «бывалые» ученики. Как быть с ними?
– В этом случае нужно настроить ребёнка на улучшение качества обучения и достижение новых высот. И это тоже нужно сделать заранее. Спросите своего ученика: «Как ты планируешь закончить учебный год, что тебе для этого нужно?». Учите своего ребёнка ставить перед собой цель, которая конкретна, измерима, реальна и прописана во временных рамках. Поэтому если нужны репетиторы, дополнительное образование, онлайн-курсы, об этом лучше позаботиться заранее, до начала учебного года.
От 9 Августа 2023 года Беседовала Анна ЧИСТЯКОВА, фото из открытых источников.