year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Знаете ли вы? - «Местный спрос»

Знаете ли вы?

Что велосипед изобретён в России за несколько лет до его официального «рождения»?!

Знаете ли вы?

Официальной датой создания велосипеда считается 1817 год, когда профессор Карл фон Дрез из немецкого Карлсруэ запатентовал двухколёсный самокат с рулём и деревянной рамой. Изобретение быстро стало популярным в Германии, Англии и Франции. Британцы даже придумали транспортному средству собственное название, в переводе означающее «лошадь для денди». И тем не менее…

В 1801 году уральский мастер Артамонов решил задачу облегчения веса повозки за счёт сокращения числа колёс с четырёх до двух. Таким образом Артамонов создал первый в мире педальный самокат – прообраз будущего велосипеда.

Велосипед Артамонова – это велосипед-самокат, по мнению экономиста и историка Василия Белова и географа Ивана Кривощёкова, впервые сконструированный в

1800 году крепостным тагильским мастеровым Артамоновым Ефимом Михеевичем.

Согласно легенде, изобретатель добрался из уральского рабочего посёлка Нижнетагильского завода (ныне город Нижний Тагил) в Москву сплавом, а с набережной – своим ходом до Успенского собора Московского Кремля. В это путешествие крепостного Артамонова послал его хозяин – владелец завода, который возжелал удивить царя Александра I «диковинным самокатом». За изобретение велосипеда Артамонову со всей его семьёй и всем его потомством была дарована свобода от крепостной зависимости.

Первое упоминание об Артамонове содержится в книге уральского экономиста Белова «Исторический очерк уральских горных заводов» (СПб, 1896), где без ссылок на источники сообщается, что «Во время коронования императора Павла I, следовательно, в 1801 году, мастеровой Уральского тагильского завода Артамонов бегал на изобретённом им велосипеде, за что по повелению императора получил свободу со всем своим потомством».

Историк и географ И. Я. Кривощёков в 1910 году включил эти сведения со ссылкой на Белова в свой «Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии», исправив имя императора, так как в 1801 году короновался не Павел I, а Александр I. С

1922 года в Нижнетагильском музее-заповеднике экспонировался металлический велосипед-«паук» как велосипед Артамонова.

В ходе «борьбы с космополитизмом» началась кампания поиска «русских приоритетов» во всех областях науки и техники. Кстати пришлась сочинённая краеведами легенда.

Сведения об Артамонове появляются в 1948 году с выходом книги В. В. Данилевского «Русская техника», где было сказано: «Тогда же в Нижнем Тагиле трудился крепостной мастер Артамонов, о котором сохранились рассказы, как он приехал с Урала в Москву на коронацию Александра I

на двухколёсном железном велосипеде, изобретённом им задолго до того, как на Западе пришли к подобной идее».

Затем Артамонов попал в Большую советскую энциклопедию, в которой ему было приписано (с ложной ссылкой на Данилевского) изготовление ещё нескольких велосипедов. Здесь у него «появились» имя и отчество (Ефим Михеевич) и даты жизни (1776–1841), (впервые – в биографическом словаре свердловского профессора, доктора исторических наук А.Г. Козлова, без ссылок на источники, а непосредственно оттуда – в 3-е издание БСЭ).

В дальнейшем биография Артамонова обрастает новыми подробностями. Например, в 1950–1960-е годы пермский краевед А. К. Шарц объявляет Ефима и его отца Михея «искусными строителями барж» и сообщает, что Ефим «помимо велосипеда изобрёл насос по откачке воды на баржах и «коляску-самоход», прототип автомобиля, только с паровым двигателем, который, как известно, использовался для перевозки грузов на Нижнетагильских заводах». Кроме того, он сообщал точные даты пробега. Наконец, С. Охлябинин (1981) сообщил иную версию: по его данным, Артамонов был отправлен в ссылку за своеволие и «неразумную трату дерева и железа».

От 31 Мая 2023 года Подготовил Владимир БАБАЙКИН, член Шуйского краеведческого общества.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий