year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Какую школу выбрать? - «Местный спрос»

Какую школу выбрать?

Выбор учебного учреждения родителями ребёнка с ОВЗ – настоящая проблема.

Какую школу выбрать?

Конец учебного года – время формирования списков будущих первоклассников. Для родителей большинства детей это исключительно рядовой процесс, который не занимает много сил и средств. Чего не скажешь о семьях, где воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Для таких семей процесс выбора и зачисления в школу – настоящая проблема, она порой перетекает в войну между учебным заведением, которое не хочет брать на себя ответственность, и родителями, не желающими «пятнать» биографию ребёнка обучением в коррекционной школе. Понять можно обе стороны.

Кстати, закон в данном случае – на стороне семьи, в которой воспитываются дети с ОВЗ. Если 20 лет назад никто и не думал, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться наравне со всеми в общеобразовательных учреждениях, то сегодня закон предоставляет детям с особенностями это право. Звучит здорово, но школа может начать сопротивляться. Почему? Проблема в том, что хотя законодательно все шаги прописаны, исполнить их крайне сложно. И речь здесь идёт не о нравственной стороне вопроса. Уверена, что большинство учителей спокойно принимают детей с особыми потребностями. В данном случае имеется в виду именно профессиональная и техническая неготовность.

Чтобы обучать детей, нужна специальная подготовка. Необходимы специальные условия: учебники, наглядный материал, парты, освещение и многое другое. А этим требованиям в большей степени соответствует лишь коррекционная школа, а не общеобразовательная. Конечно, по настоянию родителей ребёнка с ОВЗ в школу возьмут – не могут не взять, но будет ли от этого обучения необходимый результат?

По словам руководителя психологической студии «Равновесие» Натальи Удаловой, в её опыте мало положительных примеров того, чтобы образовательный процесс в классе, где находится ребёнок с ОВЗ, протекал успешно для всех участников. Возникают трудности, которых изначально можно было бы избежать. Как это сделать? Достаточно родителям прислушаться к мнению психолого-медико-педагогической комиссии, решение которой папы и мамы игнорируют. А ведь именно эта комиссия должна предварять поступление ребёнка с ОВЗ в школу.

Поддерживает в этом мнение психолога и руководитель отдела образования г.о. Шуя Иван Жохов, который также призывает родителей не игнорировать комиссию и её рекомендации. Комиссия, которая предписывает ребёнку специальную программу, принимает такое решение не случайно, а в соответствии со способностями ребёнка. Поэтому не стоит всеми правдами и неправдами пропихивать в среднюю школу ребёнка, не способного там успешно обучаться. Ведь, по словам

И. Жохова, такой ребёнок в итоге не справится с программой, не сдаст выпускные экзамены в 9 классе и не получит аттестат.

Мнение эксперта

ДУМАЙТЕ О РЕБЁНКЕ

С вопросом, как сделать правильный выбор родителям будущих первоклассников, а по совместительству и детей с ОВЗ, «МС» обратился к руководителю студии «Равновесие», детскому психологу Наталье Удаловой:

– Обучение вместе со сверстниками помогает особенным детям улучшить показатели родной речи и математики, а на успеваемость учеников без инвалидности обучение в общеобразовательных школах влияет нейтрально или положительно. Но нужно чётко осознавать способность ребёнка справиться со школьной программой. Ведь при обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности.

В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты. Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят центральную психолого-медико-педагогическую комиссию. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5-7, а с 8 лет. Кстати, иногда эта мера действительно решает некоторые проблемы со школьной готовностью. Комиссия не враг вам, не враг ребёнку, а наоборот, реальная помощь! Комиссия сможет определить актуальный уровень развития вашего ребёнка, и по результатам этого обследования специалисты подберут оптимальный вариант обучения.

Думайте не о себе, не о том, что скажут знакомые, а о комфортной среде для ребёнка. Что толку, если ребёнок с ограниченными возможностями здоровья будет учиться по обычной программе, с едиными требованиями ко всем ученикам? Он будет не успевать, он будет нервничать, злиться, не выдерживать темп урока, соответственно, быстрее утомляться и отказываться от уроков. Вечером вы на него кричите, потому что он не сделал в школе задание, и вам надо делать двойную работу. Через полгода у ребёнка плюсом ко всему появляется тревожность, нежелание учиться, а у родителей опускаются руки. Всего этого можно избежать на начальном этапе.

Отмечу, что заключение комиссии, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, и родители могут не отдавать эти документы в школу. Но тогда возникает вопрос: в чём смысл ходить на эту комиссию, если ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые может предоставить школа для обучения? Например, занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам или специальные технические средства, специальные учебники и дидактические материалы.

Я всегда буду на стороне вашего ребёнка. И если вижу необходимость в коррекционном обучении, в специальной программе, в домашнем обучении, говорю об этом прямо. Не воспринимайте, пожалуйста, такое обучение как нечто «на ступень ниже» или как «пятно» на репутации ребёнка. Наоборот, обучение по специальной программе даёт огромный шанс комфортному и психологически грамотному развитию вашего ребёнка.

От 12 Апреля 2023 года Анна ЧИСТЯКОВА, фото из открытых источников.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий