year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Счастье быть отцом - «Местный спрос»

Счастье быть отцом

Без отца ребёнок считается сиротой, даже если у него есть мать, убеждена педагог, писатель-публицист, кандидат филологических наук Татьяна Владимировна Грудкина. Поводом для очередной нашей встречи стал День отца, отмечавшийся 16 октября.

Счастье быть отцом

–Татьяна Владимировна, отец в семье – это главный человек?

– Да, безусловно. Место отца в семье – центральное! В православной России семья мыслилась как малая церковь: в храме –

Бог, а в семье – отец. Поэтому мужчина – это муж, глава и хозяин. Венчание –

это фактически рукоположение главы семьи, будущего отца во священство своей малой церкви. Муж – прообраз священника, жена – диакона, который ему во всём помогает, а их дети – народа Божия. Именно так выстраивалась иерархичность отношений раньше. Кому первый кусок за столом? Отцу. Кто первый подходит к Причастию? Отец. За кем остаётся главное слово? За отцом. И он, в первую очередь, несёт всю ответственность за семью перед Богом.

– Раз отец в семье – главный, на него, по большей мере, идёт «равнение». Какими же главными нравственными качествами должен быть наделён отец?

– На этот вопрос я отвечу словами многодетного отца, священника Илии Шугаева. Он сказал так: «Человек, имеющий сотни прекрасных качеств характера, но не имеющий верности, для семейной жизни – то же, что пустоцвет: цветёт красиво, а плода никогда не будет». Прежде всего, глава семейства должен быть верным, ответственным и надёжным, потому что именно от него зависит стабильность семьи, её духовное и материальное благополучие. «Там, где нет преданности, нет ничего» (апостол Иоанн Богослов).

Чтобы содержать свою семью в нравственной чистоте, а дом – в порядке, главе семейства необходимо было проявлять определённую строгость в отношениях с домочадцами и требовать от них подчинения. Твёрдое руководство – это необходимое условие стабильности, иначе – разорение и гибель. Однако излишняя строгость может быть губительна для доверительных семейных отношений. Особенно с подросшими детьми. Недаром же переходный возраст называют «зоной турбулентности». И, разумеется, важнейшим качеством для отца является мудрость. Что такое мудрость? Это ум, соединённый с добротой. Вот такая отцовская мудрость однажды помогла мне правильно расставить приоритеты в собственной жизни. Я имею в виду замечательного актёра Евгения Павловича Леонова и его письма к сыну Андрею. Вот эти мудрые слова: «Есть ли в твоей жизни человек, перед которым ты не боишься быть маленьким, глупым, безоружным, во всей наготе своего откровения? Этот человек и есть твоя защита». Есть над чем задуматься, верно?

– Можно ли сказать, что роль отца в жизни ребёнка – сакральна?

– Разумеется. Отцовство – священно! Стать родителем – великое благо, дарованное Богом! Раньше горевали не оттого, что много детей, а оттого, что детей нет. На Русском Севере существовал такой интересный обычай: в честь рождения ребёнка, особенно первенца, отец сажал дерево – берёзу, липу или рябину. Это дерево так и называли – «Митина берёзка» или «Катина рябина». Ребенок подрастал, деревце поднималось – и все радовались! К отцовству сознательно готовились, о даровании детей молились. Даже свою венчальную рубаху будущий отец не носил, берёг, потому что она становилась крестильной рубашечкой его первенца. Так зримым образом передавалась незримая благодать, забота, защита.

– К сожалению, современные семьи часто бывают неполными. И иногда приходится слышать, что ребёнок не брошен, если растёт без отца, ведь у него есть мать. Что вы думаете на этот счёт?

– Без отца, без хозяина вся семья теряет мощную духовную защиту, сиротеет. Сиротство – самая тяжкая доля. В старину сиротой называли того, кто растёт без отца. Есть мать, но ребёнок всё равно – сирота, потому что без хозяина весь дом – сирота. Когда патриархальный быт разрушили и «сбросили с корабля современности» все духовные идеалы, изменилось и отношение к сиротству. Его стали презирать. Безотцовщина (помните такое обидное слово?) – это не просто мальчишка-хулиган, с воспитанием которого не справляется одинокая мать. Это потенциальный преступник, асоциальный элемент, который не нужен обществу. Причём, этим словом могли хлестнуть даже девочку, даже отличницу. Что такое ребёнок без папы? Это «антошка на одной ножке», у которого нет той мужской защиты, которая позволяет твёрдо стоять на обеих ногах. Одно дело, если папа умер. Ничего не поделаешь, так Господь судил. Но если мужчина уходит из семьи и сознательно обрекает своё чадо на сиротские страдания – это страшно. Правда жизни заключается в том, что такие горе-отцы никогда не найдут счастья в новых семьях, потому что слёзы их детей-сирот возопиют к Богу. Если нарушается Божий закон – наказание следует неотвратимо. Это как раз тот случай, когда незнание закона не освобождает от ответственности.

– На Руси существовало такое понятие, как «отцовский завет». Что это такое, и насколько он важен?

– Раньше было так заведено, что повзрослевший сын, особенно если он покидал родительский дом, обязательно шёл к отцу за благословением, советом, напутствием. И с этим «отцовским заветом», как с ценным багажом, отправлялся в самостоятельную жизнь. Сейчас мы этого практически не наблюдаем. Великовозрастные сыновья уверены, что знают всё лучше «отсталых» родителей и мечтают поскорее сбежать из дома, чтобы им больше никто «не выносил мозг». В семье беседы на нравственные темы не ведутся. И я вижу в этом большую опасность для детей, которые, таким образом, лишаются твёрдой нравственной опоры. Если нет родного отца, то дедушка или дядя должен познакомить юношу с кодексом чести настоящего мужчины: никогда не унижать другого человека, всегда защищать слабого, не нарушать данного слова, беречь мать, быть ответственным, храбрым, трудолюбивым.

– И в чём же, по-вашему, состоит отцовское счастье?

– Мне думается, отцовское счастье в том, что родитель обладает самым большим сокровищем на земле – безусловной любовью своего ребёнка. Когда его любят изо всех сил, от всей души, ничего не требуя взамен: ни денег, ни игрушек, ничего. Быть рядом с папой – вот главная награда.

– Если «отцы-беглецы» не ценят своего отцовского счастья, то нормальные мужчины без него страдают...

– Да, для любого мужчины, физически полноценного и нравственно состоятельного, очень важно и ценно иметь сына, наследника. И очень горько его терять. Вот вам такой пример. Мы все восхищаемся красотой и одухотворённостью храма Покрова-на-Нерли, что под Владимиром. А знаете, в честь кого возведён этот храм? Его построил в XII веке князь Андрей Боголюбский в память о своём сыне – 17-летнем Изяславе, который погиб в бою. Мальчик был настолько хорош и светел душой, что народ прозвал его «вишенкой, срубленной в цвету». И вот безутешная отцовская память о своей ненаглядной «вишенке» живёт почти девятьсот лет…

Заданный вопрос высвечивает одну очень серьёзную проблему, ставшую актуальной в последнее время. Речь идёт о молодёжной смертности, о том, что сейчас погибает много подростков, молодых людей, только-только вставших на взрослый путь. Раньше этого не наблюдалось. Была высокая детская смертность, это да. Но если ребёнок доживал до 7-8 лет, то за его дальнейшую жизнь уже не так сильно опасались. Что же происходит с молодёжью сейчас? Игумен Игнатий (Бакаев) определил это так: молодые не держатся за жизнь. «Отпевать большей частью приходится молодых, –

пишет отец Игнатий. – На одного пожилого – семь-восемь человек, не доживших до сорока. Молодые жить не хотят оттого, что забыта заповедь об уважении к родителям. Тот, кто зовёт родивших его на свет людей «предками», кому не важны их страдания – тот обречён».

– Давайте затронем тургеневский вечный вопрос «отцов и детей». Как же с ним справиться, если обратиться к опыту прошлых поколений?

– Возможно, я сейчас кого-то удивлю, но такой проблемы, как «отцы и дети», в патриархальной православной России никогда не существовало. Это с лёгкой руки Ивана Сергеевича Тургенева, издавшего в 1862 г. одноимённый роман, стало общим местом говорить о неизбежности конфликта поколений. Но Тургенев писал не о русском, а о западноевропейском менталитете. Основную часть жизни он провёл за границей, глубинной России не знал. А народ русский тем временем продолжал жить по Божиим заповедям, дети почитали своих родителей и слушались их во всём. Например. Наследница богатых аристократов Наталья Дмит­риевна Фонвизина, в девичестве – Апухтина, с юности мечтала о монастыре и готовилась к иноческой жизни. Но когда ей исполнилось 16 лет, в семье случилась беда: обанкротился отец. В одночасье Апухтины всё потеряли, а самого хозяина отправили в долговую тюрьму. В этот момент к Наташе посватался один из кредиторов – Михаил Александрович Фонвизин. К слову, будущий декабрист. И тяжко вздохнув о своей несбывшейся мечте, девушка пошла замуж: «Тут уж не до монастыря было, надо было отца из беды выкупать». Так о каком же конфликте поколений может идти речь, если дочь готова за родителей жизнь отдать? Вот как воспитывали детей в православной России! Этому учили даже наши старые сказки. Вспомните «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова, где младшая дочь вместо отца добровольно отправилась заложницей к лесному чудищу.

Конфликт – это всегда ссоры, напряжение, брань, то есть эмоциональное или словесное проявление сил зла. Но наши благочестивые предки знали, как этого избежать. Они много молились и в храме, и дома, окропляли еду и пожитки святой водой, тем самым разряжая грозовое напряжение. В патриархальной России родители не воевали с детьми по той причине, что в основе их отношений лежала строгая иерархия. Младший подчинён старшему, авторитет отца – непререкаем, поэтому дети воспитывались в полном послушании, как того требует Божий закон. А на Западе, где провозгласили «свободу, равенство и братство», всё смешалось, иерархия нарушилась, и каждый стал творить свою волю. Добавьте к этому гормональный всплеск и юношеский максимализм –

и получите тот самый конфликт отцов и детей, который, словно открытая рана, кровоточит на теле любого безбожного общества.

– Существует ли так называемый «отцовский инстинкт»?

– Интересный вопрос! Я думаю, что отцовский инстинкт – это моральная потребность мужчины быть покровителем и защитником. Поэтому распространяется этот отцовский инстинкт не только на детей, но и на супругу, на всех домочадцев. Отсюда и название – «отец семейства», а не «отец детей». Вдумайтесь в значение слова «домочадцы». Оно состоит из двух корней – «дом» и «чада». Стало быть, все, кто живёт в доме, являются чадами его хозяина! Всё чаще приходится слышать, что современные родители видят свой долг не в воспитании детей, а только в их «выращивании»: кормить – поить – одевать – развлекать. А всё остальное отдаётся на откуп школе, кружкам и секциям. В лучшем случае, воскресным школам при храмах. Главный родительский аргумент – отсутствие времени и сил. В этом кроется основная ошибка, которая может оказаться роковой. К родителям, ставшим со временем чужими людьми, у ребёнка сначала появится равнодушие, затем презрение, и, наконец, агрессия, злоба, ненависть. И кто в этом будет виноват? Современным папам важно осознать тот факт, что своим образом жизни, поведением они оказывают огромное влияние на ребёнка. Всё, что делает отец, на уровне подсознания считывается как образец и идеал. Поэтому отцам приходится жить «с оглядкой»: что подумает обо мне мой сын? Как это на нём отразится?

– Как нам сохранить ценность отца в обществе и повысить статус этого уже высокого звания?

– Уверена, что у нас, у русских людей, ценность семьи всегда будет основополагающей. Авторитет отцовства и популярность традиционных семейных ценностей в России, слава Богу, возрастает. В нескольких российских городах даже установлены памятники отцам. Например, в Петербурге, Череповце, Стерлитамаке, Тюмени. Очень необычный памятник многодетному отцу в образе филина – символа мудрости открыт в Сочи. В прошлом году указом Президента Российской Федерации учреждён особый семейный праздник – День отца. Теперь он отмечается каждый год в третье воскресенье октября. И это время выбрано неслучайно. Дело в том, что на 25 октября приходится день рождения великого князя Димитрия Ивановича Донского, который в России издавна считается покровителем отцовства. Князь прожил в счастливом браке двадцать два года, до самой смерти, имел двенадцать детей. Он был крепкой опорой не только для собственной семьи, но и для всего государства, вверенного ему Богом. Дай Бог, чтобы, воодушевлённые примером святого благоверного князя Димитрия, наши семьи укреплялись, и отцы стали лучшим примером для своих сыновей!

От 26 Октября 2022 года Беседовала Тамара БЕЗМЕНОВА. Фото из открытых источников.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий