year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Ликбез для покупателей - «Местный спрос»

Ликбез для покупателей

С 1 сентября меняется закон «О защите прав потребителей».

Ликбез для покупателей

Изменения затрагивают раздел о недопустимых условиях договора, которые ущемляют права потребителя. Если ранее в законе просто указывалось, что подобные условия недопустимы, то теперь перечислены конкретные случаи, в которых права потребителей нарушаются. Это позволит эффективнее защищаться от недобросовестных контрагентов при покупках или оказании услуг.

– Теперь продавец не может настаивать на определённой форме оплаты, например, сказать, что принимает только наличные.

– Теперь продавец не может без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться оплачивать сверхработу, а если расчёт уже совершён, то может потребовать вернуть деньги. То же самое касается навязывания услуг банками и страховыми компаниями.

– Покупатель может свободно выбирать, что делать с некачественным или неподошедшим товаром, а продавец не вправе ограничить его в этом. Иногда магазины разрешают только обменять товар на аналогичный, но, к примеру, на размер больше, если это касается одежды или обуви. С сентября это будет нарушением. Покупатель может потребовать вернуть все деньги, уменьшить стоимость, заменить товар на другой по цене и марке, устранить недостатки за счёт продавца.

– К «недопустимым условиям» относится и установка продавцом санкций за отказ клиента исполнять сделку. Пример: продавец отказывается возвращать предоплату, которую клиент внёс, но потом передумал приобретать товар. По новым правилам предоплату придётся вернуть.

Защита персональных данных покупателей

По новым правилам продавцы не вправе отказывать в заключении, исполнении, изменении или расторжении договоров из-за отказа потребителя предоставить свои персональные данные. Исключение составят случаи, когда обязанность предоставления таких данных прямо предусмотрена законодательством или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем.

Если потребитель сомневается, что закон обязывает его предоставлять при заключении того или иного договора свои персональные данные, он вправе будет выставить продавцу требование об обосновании причин невозможности заключения договора без предоставления персональных данных.

Получив от покупателя такое требование, продавец должен обосновать причины отказа в заключении договора в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования. Если требование было вынесено в устной форме, причины отказа продавец должен озвучить покупателю незамедлительно.

В ответе продавца обязательно должны быть указаны правовые основания, определяющие невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных. В противном случае отказ в заключении договора будет признан незаконным, и продавца оштрафуют за нарушение прав потребителей.

Новые штрафы

для продавцов

С 1 сентября для продавцов вводится административная ответственность за отказ от заключения договора по причине непредоставления потребителем своих персональных данных (Федеральный закон от 28.05. 2022 № 145-ФЗ).

Отказ в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом последнего предоставить свои персональные данные, повлечёт наложение административных штрафов в следующих размерах (новая ч. 7 ст. 18.8 КоАП РФ):

от 5 000 до 10 000 рублей – для ИП и должностных лиц организаций;

от 30 000 до 50 000 рублей – для организаций.

При этом продавцы смогут избежать ответственности, если предоставление персональных данных предусмотрено законодательством или непосредственно связано с исполнением договора с потребителем (без предоставления данных исполнение договора невозможно).

От 14 Сентября Подготовила Тамара БЕЗМЕНОВА, фото автора.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий