year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Шипящий звук винила – фишка нашего времени - «Местный спрос»

Шипящий звук винила – фишка нашего времени

Сегодня винил канул в Лету, для того чтобы насладиться любимыми мелодиями или познакомиться с музыкальными новинками, достаточно выйти на просторы интернета.

Шипящий звук винила –  фишка нашего времени

Правда, имеет место быть некий возврат к ретро. Виниловые пластинки с их шипением, а иногда и заиканием при проигрывании звуковых дорожек на проигрывателе, у знатоков и ценителей всё так же популярны и считаются особым шиком.

Я побывал в гостях у одного из коллекционеров пластинок по имени Михаил. Беспокоясь за сохранность и безопасность своей, не побоюсь этого слова, уникальной коллекции, он согласился встретиться с журналистом только на условиях анонимности. Ну, что же, отнесёмся к просьбе нашего земляка с уважением, тем более, что рассказ о его коллекции того стоит.

Полки с уставленными вертикально альбомами пластинок занимают львиную долю однокомнатной квартиры. Если все треки перевести в цифру, то записи с нескольких тысяч пластинок, наверное, свободно уместились бы на съёмный диск в пару сотен гигабайт.

Михаилу далеко за 70. Собиранием своей фонотеки он начал заниматься, ещё учась в средней школе. Все свободные средства уходили на приобретение грампластинок или пластов, дисков, как говорили тогда, в далёкие 60–70-е годы прошлого века. Есть в коллекции Михаила и очень редкие экземпляры, в основном это пласты, купленные в Москве у фарцовщиков, которые тусовались возле магазина грампластинок на улице Горького. За альбом «Стена» группы «Пинк Флойд» Михаил отвалил сумасшедшие по тем временам деньги, аж 45 рублей. Есть и уценённые пластинки, когда цена за диск на 33 оборота в минуту стоил 2 рубля 15 копеек, после уценки их можно было приобрести за 10–15 копеек, а порой даже по 1 копейке.

Есть в этой фонотеке и записи «на костях», т. е. на снимках из флюорографического кабинета. Такие записи можно было в своё время сделать в киоске напротив кинотеатра «Родина». Имеются и гибкие пластинки из журнала «Кругозор». Гвоздь коллекции – почтовая марка королевства Бутан с миниатюрной пластинкой, на которой записан государственный гимн этой азиатской страны, затерявшейся в Гималаях.

Особой гордостью своей коллекции собиратель фонотеки считает пластину с записью рок-оперы «Иисус Христос – супер­звезда». Одну из партий в исполнении Иэна Гиллана Михаил мне проиграл на своём проигрывателе. Скажу честно, я в шоке. Звучание изумительное, стереоколонки на много-много ватт. Однако через несколько минут соседка-бабушка, божий одуванчик, стала стучать в стену, пришлось убавить звук до минимума…

Перелистываю альбомы пластинок в оригинальной упаковке. Всё знакомо, всё узнаваемо. Рок, поп, хэви-металл, джаз… Чего только нет. «Дип Пёрпл», «Смоуки», «Статус Кво», «Лед Зеппелин», «Би Джиз», «Битлз», «Карлос Сантана», «Саймон и Гарфункель», «Секс Пистолс», «Ю-ту», «Назарет», «Скорпионс»…

С удовольствием послушал Луи Армстронга, Би Би Кинга, Эллу Фитцжеральд, Донну Саммер, Лайзу Минелли… Итальянцев – Тото Кутуньо, «Рикки э Повери», Пупо, Адриано Челентано, Рафаэллу Карра… Французов – Джо Дассена, Мирей Матье, Эдит Пиаф… А дальше по накатанной, по одной песне спели в этот день для меня Энгельберт Хампердинк, Лео Сейер. По полкомпозиции послушал «Звёзды в твоих глазах», «Спейс», Жан Мишеля Жарра и «Хиты сорокопяток», Франсиса Гойи, Робертино Лоретти с его несравненной «Джамайкой»…

Потом перешли плавно в соцлагерь. Тут мне удалось вспомнить давно забытый вокал таких исполнителей как Хелена Вондрачкова, Лили Иванова, Иржи Корн, Ежи Поломски, группы «Скальдовы» (ПНР), «Пудис» (ГДР), А-студио (НРБ) и других.

Затем очередь дошла и до советских пластов. Эмиль Горобец, Эдуард Хиль, Гелена Великанова, а также Александр Вертинский, Марк Бернес, Лариса Мондрус, Алла Баянова, Людмила Зыкина, Ольга Воронец, Нина Русланова…

Постепенно дошли до ВИА «Песняры», «Сябры», «Голубые гитары», «Ариэль», «Пламя», «Самоцветы»… Потом чуть посовременнее – «Наутилус Помпилиус», Юрий Антонов, «Крематорий», «Алиса», «Аквариум»… А на посошок и на закуску – «По волнам моей памяти» Давида Тухманова, «Из вагантов» – «По французской стороне, на чужой планете…»

Словно на машине времени, перенёсся я на десятилетия назад. И за это Михаилу моя благодарность.

НАША СПРАВКА

Производство грампластинок в России было налажено 1 сентября 1910 года, когда в подмосковном селе Апрелевка открылась первая русская фабрика массы для граммофонных пластинок и их прессовки. Позднее она получила название Апрелевский завод грампластинок.

Завод построили два немецких предпринимателя (финансист и специалист по звукозаписи). В первый год было выпущено 400 тысяч граммофонных дисков под марками Metropol и Record. Они все разошлись по ярмаркам, базарам, магазинам и лавкам империи в считаные недели. Их стали крутить на свадьбах и именинах, проводах, посиделках и чаепитиях, семейных вечерах. Огромные трубы граммофонов разносили русские народные песни, частушки, романсы, арии, марши.

Первые пластинки имели два отверстия в центре и проигрывались от середины к краю. Затем диаметр постепенно увеличивался и даже достигал полуметра. Но столь внушительные габариты вели к увеличению размеров граммофона.

После революции 1917 года был создан отдел «Советская пластинка». На пластинках тех лет красовалась ласточка, державшая нотный знак золотистого цвета. Она стала эмблемой Апрелевского завода.

Расцвет предприятия пришёлся на советское время. В 1964 году в СССР была создана фирма грамзаписи «Мелодия», в структуру которой вошёл и Апрелевский завод. В эпоху «Мелодии» на нём выпускалось до 60% всех производившихся в стране грампластинок.

После 1991 года структура «Мелодии» (прежде всего централизованная система заказов и сбыта) стала разваливаться, а входящие в неё заводы грамзаписи получили неожиданную и, как оказалось, обременительную свободу. Спрос на пластинки начал резко снижаться: упала покупательная способность населения, сократилось производство проигрывателей, а на рынок вышла новая продукция – CD.

В 1991 году, когда Апрелевский завод выпустил около

33 млн пластинок, он уже работал в убыток. На сегодняшний день Апрелевский завод не производит грамплаcтинки, последняя партия была выпущена в 1997 году. Пластинки стали частью истории, которую бережно хранит в Апрелевке музей завода граммофонных пластинок.

Музыкой прошлого наслаждался

От 7 Сентября 2022 года Владимир БАБАЙКИН.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий