year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Булыжник – не только орудие пролетариата - «Местный спрос»

Булыжник – не только орудие пролетариата

Как строительный материал, булыжник известен с древних времён.

Булыжник –  не только орудие пролетариата

Булыжник –  не только орудие пролетариата

Булыжник –  не только орудие пролетариата

Каких только праздников нет в современном календаре. Даже День глаженых шнурков, о котором писала наша газета, или День виноградных улиток… Но большинство из них меркнут перед Днём подсчёта камешков на мостовой, который отмечается в июле 7 числа.

Лично я думаю, что если действительно заняться подсчётом булыжников, то это станет пустым времяпрепровождением. Хотя… возможно, кому-то это и будет интересно.

Мостовых, выложенных камнем, в нашем городе практически не осталось. Все улицы обуты в асфальт. Правда, если очень постараться, то можно найти каменку перед входом в Городской парк культуры и отдыха. Это участок старой дороги на Дунилово. Или дорога к храму по улице Михаила Заботина…

Но лучше всего заняться подсчётом камешков-булыжников на старом Октябрьском мосту. После строительства нового автомобильного моста через Тезу, которое было осуществлено 12 лет назад, началась реконструкция старого Октябрьского моста и превращение его в пешеходную зону. (Кстати, это уникальный случай с историей мостостроения, когда параллельно друг другу проложены два моста –

для транспорта и пешеходный).

Как это было, наглядно видно на снимках, сделанных мною 22 июля 2010 года. Тогда булыжник с моста аккуратно демонтировали и отвезли часть в Воскресенский собор, часть в неизвестном направлении. Слухи ходили разные. Часть булыжника пошла на укладку мостовой. Однако я вскоре сфотографировал несколько камней во дворе одного из домов на Камешковских улицах. Как камешки там оказались? Люди пояснили, что просто прихватили на память для истории, чтобы показать будущим поколениям шуян или сдать в музей. Если немного скаламбурить, то где быть камешкам, как не на Камешковских?

А вот сколько всего было камней, доподлинно неизвестно. Однако есть косвенные доказательства в неофициальных архивных источниках, которые попались мне у «чёрных копателей», то бишь людей, собирающих предметы и архивные материалы (письма, фотографии, документы) для личных нужд. Так вот, в одном из докладных писем Николая Михайловича Митропольского (главного мостостроителя, автора и руководителя проекта моста, названного впоследствии Октябрьским) написано: «… сегодня разгружали обтёсанный бут, около 18 тысяч кирпичей разного размера. Хватит ли на покрытие всей проезжей части, не уверен…». Немногие знают, что когда открывали движение по Октябрьскому мосту, булыжникового покрытия не было. Камни были уложены лишь в 1929 году (причём, не останавливая движения) и прослужили верой и правдой более 90 лет, ведь не только общественный и личный транспорт проезжал по мосту, но и многотонные большегрузы.

P.S. Если кто-то из шуян после прочтения данной публикации задумает посчитать камешки на мостовой пешеходной зоны Октябрьского моста, пожалуйста, сообщите итоговое число в нашу редакцию. Буду весьма признателен.

Немного истории

Как материал для мощения дорог, булыжный камень использовался ещё в Древнем Египте и Вавилоне. Римляне усовершенствовали технологию мощения булыжником дорог. Покрытие, выполненное из булыжного камня, называется мостовой.

В России булыжные мостовые появились в начале XVIII века. В 1714 году для мощения улиц в Петербурге было велено собирать дикий камень. Суда, приходившие в город через Ладожское озеро, в зависимости от своей величины должны были привозить 10, 20 или 30 камней. Каждая крестьянская подвода — 3 камня весом в 5 фунтов. За неисполнение указа за каждый камень налагался штраф в размере одной гривны. Одним из первых распоряжений назначенного в 1718 году генерал-полицмейстера Петербурга А. Э. Девиера были правила мощения улиц: «Каждому жителю против своего двора посыпать песком, и камнем мостить гладко, как будет показано от мастеров, и чтобы были твёрдо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило».

Булыжник использовался также для кладки стен, при сооружении фундаментов зданий и облицовочных работ. B XIX веке при сооружении мостовых вместо булыжного камня, из-за округлой формы которого получалось покрытие, неудобное для ходьбы и движения транспорта, стала использоваться гранитная брусчатка, дающая более ровную поверхность.

В последнее время булыжник широко применяется в декоративно-строительных целях, например, в габионных конструкциях и при благоустройстве территорий исторических и культурных памятников.

От 6 Июля Владимир БАБАЙКИН, член Шуйского краеведческого общества.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий