year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Балалайка – три струна. Я хозяин вся страна… - «Местный спрос»

Балалайка – три струна. Я хозяин вся страна…

Сегодня, услышав звуки балалайки, большинство воспринимают их как нечто экзотическое, а ведь ещё в середине прошлого века этот незамысловатый музыкальный инструмент был почти в каждом доме.

Балалайка – три струна. Я хозяин вся страна…

С балалайкой я знаком с раннего детства. Под звуки балалайки я засыпал после обеда, когда мой дедушка Ульян Фёдорович, ветеран Первой мировой войны, брал в руки этот чудо-инструмент с треугольным резонатором и тихонько что-то успокаивающее, убаюкивающее, такое родное... наигрывал.

А играл мой дед на балалайке с юности. Он родом из деревни Соловцово Дроздовской волости Шуйского уезда. В те времена человек с балалайкой на селе, равно как и с гармошкой – был первым парнем на деревне.

Исполнял дедушка и народные наигрыши, и частушки, и русские песни типа «Эх, Семёновна» или «Самара-городок». Особо мне запомнилась «Камаринская». Правда, не совсем цензурная песенка. «Ой, бежит-бежит камаринский мужик…» частенько звучала в нашем доме. Когда приходили в гости его друзья или родственники, первым делом доставалась не бутылочка чего-нибудь горячительного, как это часто практикуется сейчас, а именно балалайка. Гости пили чай с баранками и вареньем, а дед играл. Можно сказать, оттягивался, отводил душу.

Действительно, балалайка успокаивала, настраивала на позитив. С сороковых годов кумиром моего деда среди исполнителей на балалайке был признанный маэстро этого инструмента Михаил Рожков, который, как Паганини на скрипке, мог запросто сыграть на балалайке на одной струне. Даже «Гляжу в озёра синие, в полях ромашки рву» играл одной рукой и с закрытыми глазами. Одно слово – мастер высочайшего класса. Профессионал мирового уровня.

Отец мой на балалайке играл мало. Он увлёкся фотографией, и это занимало всё свободное время. Но всё же мне ещё в раннем детстве показал пару-тройку аккордов. Однако – не в коня корм. На балалайке играть я так и не научился.

А дедушкина дореволюционная балалайка, производства какой-то малоизвестной музыкальной артели, до сих пор бережно хранится в моём доме как ценная реликвия, как память о дедушке, заядлом балалаечнике.

Сегодня, к сожалению, людей, умеющих играть на балалайке в нашем городе – считанные единицы. Даже участник ансамбля народной музыки «Малинка» Юрий Ратушняк признался, что на балалайке не играет и не использует этот поистине уникальный инструмент в выступлениях коллектива.

Немного огорчил, если не сказать, разочаровал, ответ директора Шуйской детской школы искусств Елены Сергеевны Бакалейской. Она поведала о том, что в Шуе игре на балалайке не учат нигде. Правда, в ДШИ есть ансамбль балалаечников из числа преподавателей…

Но я уверен, возрождение балалайки как исконно русского народного струнного инструмента не за горами. Ведь в других странах набирает обороты популярность ансамблей кобзарей. Слушает с удовольствием публика домру, лютню, мандолину, комуз, кыл-кыяк и другие аналоги русской балалайки… А значит, будущее у балалайки есть.

На фото: я в возрасте полутора лет с папой Петром осваиваю азы игры

на балалайке, короче, бренчу потихоньку.

От 6 Июля Владимир БАБАЙКИН, фото: Пётр БАБАЙКИН.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий