Это нужно прививать с детства
В деле защиты окружающей среды не бывает мелочей.
День экологических знаний и начавшиеся весенние субботники стали прекрасным поводом, чтобы поговорить об охране окружающей среды, о том непоправимом вреде, который порою наносит человек своей деятельностью. «Местный спрос» взял интервью на эту тему у нашего коллеги Владимира БАБАЙКИНА, являющегося заместителем председателя Шуйского экологического союза.
– Владимир Петрович, слово экология произносят многие. А что оно означает в вашем понимании?
– Сосуществование человека с природой, животным миром, без ущерба друг другу. У врачей есть такой тезис: «не навреди». У экологов, да и у всех жителей планеты Земля принцип отношения к флоре и фауне должен быть такой же.
– Напомните нашим читателям, что такое экологические знания?
– Это формирование мировоззрения бережного отношения к окружающей среде. Прежде чем что-либо предпринять, нужно сто раз подумать, а как это аукнется для экосистемы, для будущих поколений человечества.
– Вы имеете в виду войны, техногенные катастрофы?
– Не совсем. Хотя сказанное вами тоже может повлиять. Я имею в виду, прежде чем выбросить за ненадобностью, скажем, любую гальванику, например солевые, щелочные батарейки или аккумуляторы, стоит знать, что одна выброшенная пальчиковая батарейка заражает более кубометра почвы. Про люминесцентные, либо энергосберегающие ртуть содержащие лампы я и не говорю. Урон экологии они наносят непоправимый. Поэтому мы должны учить население правильно утилизировать весь этот вред. Многие знают, что использованные лампы, например, принимают в офисах управляющих компаний, батарейки –
в некоторых магазинах. Только проще выбросить использованную лампочку или аккумулятор в контейнер, чем куда-то нести. Это неправильно.
А ещё я имею в виду и раздельный сбор мусора, и прививание с молоком матери экологической культуры. Если ребёнок с рождения знает, что нельзя бросать фантик помимо урны, рвать полевые цветы, ломать ветки деревьев, сливать остатки ГСМ в водоёмы и прочее, тогда через два-три поколения мы, возможно, научимся жить экологически цивилизованно.
Это не означает, что пока можно окурки бросать с балкона, ставить автомобиль на газон, покрышки вкапывать на детских игровых площадках, выбрасывать, а не сдавать вторичное сырьё: макулатуру, металлолом, тряпьё, пластмассу, стеклобой и пр.
– Вроде бы говорите азбучные истины, но даже я грешен, не соблюдаю кое-чего из перечисленного… Может, пора уроки экологии вводить в школах?
– Во-первых: сознание. Во-вторых – экологическая грамотность. В-третьих – индустриальное и техническое обеспечение. Школа – это да, но это ещё и строительство мусоросжигательных заводов, отказ от использования пластика и целлофана в быту, то есть переход на разлагаемую упаковку и тару. К чему уже приходят многие страны в мире.
Только тогда мы не будем сожалеть об исчезнувших животных и птицах, о растениях и целых природных территориях. Вы знаете, например, что редкий вид морского животного – стеллерова корова исчезла всего 25 лет назад?.. Вот и получается, что пока одни встают на защиту природы, большая часть населения продолжает истреблять всё и вся.
– Жути нагоняете, товарищ эколог?
– Вовсе нет. Почему-то не считается зазорным в нерест перегораживать реки сетями вдоль и поперёк, отстреливать редкие виды животных, срубить дерево для костра… Потому что мы так привыкли. И как будут жить наши дети, чем будут дышать, мы не задумываемся, к сожалению.
И ещё. Хороший положительный опыт надо пропагандировать, внедрять на государственном уровне. Почему-то в некоторых африканских странах, в Руанде, например, за пластиковый пакет можно получить солидный штраф при въезде на границе, а мы после пикника бутылки, пластик, фантики и прочий мусор убрать за собой не можем.
– Неужели всё хуже и хуже в плане экологии с каждым годом?
– Полвека назад я тоже не предполагал, что воду сегодня буду покупать бутилированную, тогда ещё прямо из речки попить можно было. А сегодня посмотрите в реку: пакеты, тряпки, бутылки… И это мы не говорим о том уроне, который порой наносят природе предприятия… Мы говорим о малом, о том, что делаем мы сами, каждый день, каждый час. Сейчас проводятся субботники, посмотрите, сколько мешков с мусором их участники собирают на наших улицах, в парковых и природных зонах. А с приходом тепла на тот же берег реки поедут отдыхающие, и кучи мусора появятся снова. Не сами же они там вырастут? Горожане сами и накидают.
– А если ввести более серьёзные меры для нарушителей, штрафовать, наказывать?
– Малоэффективно, думаю. Менталитет не исправишь в одночасье. Хотя политика кнута и пряника вполне в экологии уместна. Главное – усвоить принцип: намусорил –
убери за собой. Не надейся, что кто-то за тобой всё подчистит. Короче, начинать надо с себя. И этому учить детей. Чтобы брошенный фантик был для них шоком, а не нормой жизни. Причём учить не назиданием, а собственным примером.
Сами по себе острова из пластиковых бутылок размером с европейскую страну не исчезнут из мирового океана. Заводы не перестанут дымить. Сварки мусорные не будут уменьшаться. Надо сделать всё на планете Земля, чтобы человечество более бережно расходовало ресурсы и полезные ископаемые и не помышляло бы о поисках нового дома для людей на просторах вселенной.