year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Восстановлению подлежит? - «Местный спрос»

Восстановлению подлежит?

В Шуе Владимирской губернии в начале прошлого века была построена красивейшая старообрядческая церковь в стиле модерн.

Восстановлению подлежит?

Моя бабушка Татьяна Константиновна Бабайкина, когда был я малым-малой и под стол пешком ходил, на мой вопрос, куда она ездит каждое воскресенье на утреннем поезде на Иваново, ответила однажды, что ездит она молиться в деревянную старообрядческую церковь в областной центр. Раньше ходили они с дедом моим Ульяном Фёдоровичем в шуйский старообрядческий храм, но его закрыли. Вот и приходится в выходные идти не на базар, а на поезд до Иванова. Тогда я мало понимал слова бабушки. Что за храм в Шуе для старообрядцев, где он располагался?..

Потом, конечно, узнал, где. Как-то на 1 июня – День защиты детей, когда все аттракционы для школьников были в горпарке бесплатными, мы с пацанами забрались на чердак храма, так, из баловства. Меня уже тогда поразила удивительная архитектура этого здания.

Старообрядческая церковь с престолом иконы Шуйской Смоленской Божией Матери была построена на окраине городского сада «Грачевники на Крутихе» с 1906 по 1915 годы в неорусском стиле после легализации старообрядчества в Шуе в 1906 году. Местом был выбран участок возле берёзовой рощи на северо-западной окраине города неслучайно. Старообрядческое кладбище существовало здесь ещё с начала XIX века.

Наша справка

Каменная церковь в русском стиле была сооружена на средства купца-старообрядца Якова Турлапова, его братьев и членов старообрядческой общины Шуи. Этот храм стал одним из первых старообрядческих храмов Владимирской губернии. Следует отметить, что после Манифеста о веротерпимости в 1905 году в России начался старообрядческий бум строительства церквей.

Кирпичная неоштукатуренная церковь с оградой, построенная в Шуе, – чрезвычайно редкий пример старообрядческого храма периода эклектики с элементами неорусского стиля, построенного в провинциальном городе. В наружном убранстве преобладают формы, стилизованные под новгородско-псковское зодчество. Лаконичный декор имеет плоскостной характер, однако наиболее выразительные криволинейные, плавно очерченные формы исполнены изящной графичности. Крупные членения боковых фасадов выявлены лопатками. Центральную часть подчёркивает волнообразный килевидный щипец, в завершении которому вторят последовательно вписанные в него широкая трехлопастная ниша и килевидный архивольт, опирающийся на полуколонки. Интересен портал западного входа с массивным полуциркульным обрамлением, перехваченным крупными валиками, и полукруглое в плане крыльцо перед ним. От низкой шатровой колокольни сохранился лишь плоский парусный свод в первом ярусе.

После закрытия храма в 1935 году здание внутри было перестроено, часть оконных и проёмов заложены, прорублены новые. В 1952 г. территория Городского парка культуры и отдыха расширена на юг и восток за счёт уничтоженного старообрядческого кладбища, которое началось в 1931 году. Сейчас на территории прежнего кладбища –

танцплощадка и аттракционы. Иконостас в 1946 г. передан в Ивановскую Успенскую (ныне Казанскую старообрядческую) деревянную церковь. Основной объём храма сохранился. Снесены глава храма и низкая шатровая колокольня над западным входом.

В 1990-е годы окончательно разрушен последний фрагмент глухой зубчатой кирпичной ограды вокруг храма. Внутри размещался цех деревообработки, потом в бывшем храме разместилась администрация Городского парка культуры и отдыха.

Лишь в мае 2016 года, согласно решению Шуйской городской Думы от 20 апреля 2016 года, здание передали Русской Православной старообрядческой Церкви. Усилиями депутата Шуйской городской Думы Сергея Жубаркина началось восстановление этого храма, можно сказать, почти в первозданном виде.

Сергей ЖУБАРКИН поделился с нашей редакцией информацией о ходе восстановительных работ старообрядческого храма:

– Старообрядческая община города Шуи насчитывает около 30 человек. Понятно, что верующие хотят, чтобы в городе функционировала старообрядческая церковь.

Архитектура фасадов восстанавливается в первозданном виде, так, как это здание выглядело до революции 1917 года. Своды на фасаде на север в сторону колеса обозрения полностью соответствуют тому, как они выглядели на старых фотографиях начала XX века. Внутри все перекрытия очищены. Кстати, на многих несущих металлических балках видно царское клеймо, и состояние некоторых стяжек и прочих конструкций поражает, как они могли так хорошо сохраниться за более чем сотню лет.

Колокольня тоже восстанавливается по старым фото в первозданном виде. Вставлены новые окна, кровля перебрана, и крыша церкви частично уже покрыта. Блестят позолотой на солнце и радуют своей красотой маковки и кресты. В настоящее время идёт внутренняя отделка храма. Подключается отопление. Территория, прилегающая к храму, очищена, железо на кровлю закуплено.

Сроки окончания работ?

– Не могу сказать, да и не стоит торопиться. Дело в том, что все работы ведутся при наличии средств. Ремонт церкви осуществляется на пожертвования. Большую лепту внесли потомки архитектора здания Якова Турлапова, которые проживают в Калининграде. Помогают финансово старообрядцы из Шуи, Костромы.

Почему именно престол освящён в честь иконы Шуйской Смоленской Божией Матери, хотя икона хранилась в Воскресенском православном соборе?

– Всё просто. Явление чудес этой иконы было ещё до раскола. Информация о названии храма, кстати, собиралась по крупицам. В архивах была обнаружена анкета священника, который служил в этом храме с первых дней, где помечено, в честь какой именно иконы был освящён престол.

Наша редакция с большим интересом будет следить за ходом восстановительных работ.

От 20 Апреля Владимир БАБАЙКИН, член Шуйского краеведческого общества.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий