year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Хронология Шуйских событий глазами потомков - «Местный спрос»

Хронология Шуйских событий глазами потомков

Корреспондент «МС» побывала на выставке, посвящённой вековому юбилею кампании по изъятию церковных ценностей.

Хронология Шуйских событий глазами потомков

Хронология Шуйских событий глазами потомков

Хронология Шуйских событий глазами потомков

Хронология Шуйских событий глазами потомков

Хронология Шуйских событий глазами потомков

Выставка в Литературно-краеведческом музее Константина Бальмонта «1922 год: Шуя на изломе времени» создана при поддержке Фонда президентских грантов и является совместным проектом Шуйской епархии и музея.

В подготовке выставки принимали участие и многие неравнодушные люди. Особую благодарность за консультации хочется выразить профессору, доктору исторических наук

Ю.А. Иванову. Концепцию художественного решения выставки предложила палехская художница

М. Галкина, в оформлении выставки участвовал Л.В. Шипин. В экспозиции наряду с экспонатами из фондов музея представлены фрагменты дореволюционного иконостаса из мастерской

А. Жданова, священнические облачения и церковная утварь из храмов Ивановской митрополии.

Сразу хочется отметить, что в выставочном зале присутствуют два цвета: синий и красный. Цвет синий – символ духовного, небесного, цвет Богородицы. Противопоставляется ему революционный красный, символизирующий пролитую кровь и тревожные перемены в жизни страны. Соединяются эти два цвета неровной линией, которая как раз и говорит об изломе и противостоянии церкви и государства.

На стенах зала много баннеров, которые рассказывают о событиях того времени. Здесь и повествование о голоде в Поволжье, и цитаты из письма патриарха Тихона, и хронология событий марта 1922 г. в Шуе.

Как рассказала старший научный сотрудник музея Екатерина Ставровская: «Шуя, по сути, стала первым звеном цепочки гонений на церковь. Поводом, именно поводом, для начала кампании по изъятию церковных ценностей стал страшный голод в стране, от которого умирали миллионы людей. Святейший патриарх Тихон в феврале 1922 г. обратился с воззванием к православной пастве, в котором призывал добровольно отдать все ценные церковные предметы для помощи голодающим, не благословляя передачу лишь священных богослужебных предметов, использование которых в иных целях расценивается как святотатство».

Но правительство не было заинтересовано в сотрудничестве с церковью, не принимало добровольный характер пожертвований. Большевики, по оценкам многих историков, преследовали более глобальную цель – полностью уничтожить Церковь как своего идеологического врага. Поэтому их задачей было изъятие церковных ценностей и всех богослужебных предметов. «Когда в советской литературе цитируют патриарха Тихона «мы не можем одобрить изъятие из храмов...», то на этом его фразу обрывают, вырывая её из контекста. Ещё раз поясню, что патриарх первым дал благословение отдать из церкви все предметы роскоши, оставив лишь необходимое», – поясняет Екатерина Викторовна.

Экспозиция включает церковные предметы и иконы, которые после изъятия потеряли «духовное» и стали просто ломом. Здесь же предметы богослужебного назначения, например, чаши для причастия. На выставке можно увидеть подлинную рясу священника Николая Казанского, который в 1930-40-х гг. служил в Введенской церкви с. Введеньё Шуйского района. А напротив – образ красноармейца с винтовкой.

Очередной баннер рассказывает о событиях, с которых непосредственно и началось «Шуйское дело» – 15 марта 1922 года в Шуе произошло первое открытое выступление верующих против насильственного изъятия церковных ценностей. Уже с утра на площади у Воскресенского собора собирается народ, это не только прихожане храма, но и рабочие фабрик. По разным оценкам, собралось от 3 до 6 тысяч человек, в то время как население города составляло менее 30 000 человек. «Защищали шуяне нашу главную святыню и заступницу – Шуйско-Смоленскую икону Божией Матери, которая представляла особый интерес для комиссии. Как известно, праздничная риза иконы была сделана из серебра и украшена многочисленными драгоценными камнями. Это приношения и пожертвования, которые делались на протяжении веков жителями нашего города. Шуяне защищали не только церковные предметы, но, по сути, веру своих отцов», – продолжает рассказ экскурсовод. Кстати, на выставке представлен список этой иконы из села Зимёнки. А наш современник – художник Александр Афанасьев – создал большое полотно, рассказывающее о событиях, которые происходили у собора.

В итоге, когда разогнать толпу не получилось, красноармейцы начали стрелять по безоружным людям. Жертв избежать не удалось, погибли четверо: Николай Малков, Сергей Мефодьев, Авксентий Калашников и Анастасия Шилова. О «Шуйском деле» стало известно в Москве. На одном из баннеров можно встретить и письмо Ленина от 19 марта, где откровенно уже говорилось, что голод не причина, а повод для того, чтобы начать масштабную войну с церковью. Голод сыграл на руку, а небольшое столкновение в маленьком фабричном городке вызвало широкий резонанс.

На выставке есть материалы по открытому судебному заседанию, которое гремело и подробно освещалось, например, в областном «Рабочем крае» и в центральных «Известиях». Судебный процесс был громким, суд над зачинщиками состоялся в апреле 1922 г.

16 человек получили разные тюремные сроки, троих арестованных по делу приговорили к расстрелу. Через два месяца после шуйских событий были расстреляны настоятель Воскресенского собора протоиерей Павел Светозаров, священник Иоанн Рождественский из Палеха и прихожанин Воскресенского собора Пётр Языков.

Гонения на церковь и репрессии не прекратились. Они продолжались даже после того, как закончился голод, что в очередной раз доказывает, что «голодное время» не стало главной причиной гонений на церковь. В витринах представлены раритеты музейной коллекции —

повременная летопись и звёзды с купола взорванного Шуйского Спасского храма, редкие документы и фотографии 1920-х годов. Особое внимание уделено прославлению новомучеников Шуйских и сохранению памяти о них.

Выставка призвана стать свидетельством о событиях, произошедших в Шуе 100 лет назад. «Наш город по праву считается духовным центром. Жить в городе с богатой духовной историей и не знать её – недопустимо», – такими мыслями Екатерины Ставровской закончилось наше путешествие по выставке.

От 30 Марта Тамара БЕЗМЕНОВА, фото автора.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий