year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Гиперактивность или подвижность? – Заболевание или невоспитанность? - «Местный спрос»

Гиперактивность или подвижность? – Заболевание или невоспитанность?

При своевременной постановке ребёнку диагноза «гиперактивность», 75% людей выходят во взрослую жизнь здоровыми.

Гиперактивность  или подвижность? – Заболевание  или невоспитанность?

Сейчас модно оперировать термином «гиперактивный ребёнок». Так называют чуть ли не каждого непоседу. Правильно ли это? Гиперактивный ребёнок – какой он? На минувшей неделе «МС» побеседовал с детским психологом, руководителем психологической студии «Равновесие» Натальей Удаловой об одном из самых часто встречающихся отклонений у современных детей – гиперактивности.

– Наталья Владимировна, гиперактивный и невоспитанный, избалованный ребёнок – это одно и то же?

– Нередко гиперактивность принимают за невоспитанность и особенности характера. Но это не так. Такому поведению соответствует вполне конкретное заболевание нервной системы – синдром дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ. Синдром дефицита внимания и гипер­активности – это особенность развития, которая проявляется повышенной активностью, сочетается с импульсивностью, резкими перепадами настроения, неконтролируемым поведением, болтливостью, нетерпеливостью. При СДВГ ребёнок очень невнимателен, ему сложно концентрироваться, что-то изучать, сидеть на месте, заниматься чем-либо.

К сожалению, на это начинают обращать внимание чаще всего только в школе. А потом вспоминают, что проблемы с поведением и усидчивостью были и в детском саду. Часто у такого ребёнка плохая координация, он неуклюж, роняет или ломает вещи. Он задаёт множество вопросов, но ответов не дожидается. Не умеет играть со сверстниками и часто не имеет настоящих друзей. Характерной является и цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребёнок отвлекается и не реагирует на взрослого. Таким детям необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в тонусе. Да, да! Им надо двигаться. Если голова и тело неподвижны, у гиперактивных детей снижается уровень активности мозга.

Перечисленные нарушения способствуют возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счёта. Хотя у детей с СДВГ интеллект чаще выше, чем у сверстников. Но какой толк от высокого интеллекта, если нет усидчивости и способности концентрироваться и планировать действия?

– Гиперактивность – это медицинский диагноз, значит, его может поставить только врач?

– Да. Педагог, родитель, психолог, дефектолог могут только предположить. Для постановки диагноза нужно обратиться к детскому неврологу.

– Наталья Владимировна, в вашей практике встречались такие дети? Вы их сразу можете отличить?

– У себя на приёме я сразу вижу гипер­активных детей и тех, кто таковыми не является. Если ребёнок спокойно ждёт, пока мама говорит, никуда не лезет, не кричит, не привлекает к себе внимания, просто слушает беседу взрослых или выполняет мои задания, с интересом берёт новые предметы и пять раз обойдёт весь кабинет – это не гиперактивный ребёнок. Даже если маме кажется, что это не так, и она уверяет, что он такой спокойный только сейчас, а обычно носится, сбивая всё вокруг.

Важно понимать, что гиперактивный ребёнок такой всегда! Не эпизодами, не только с мамой, не только дома. Он не может себя контролировать и успокаиваться. Детям с СДВГ это просто неподвластно. Гиперактивный малыш на приёме залезет ко мне в стол, в шкаф. Покрутит мое кресло на колёсах, ляжет на диван вверх ногами. А если ему запрещать, он попытается успокоиться и сесть, но надолго его не хватит: начнёт что-то рассказывать и ходить по кабинету. Напомню, что ждать не по силам такому ребёнку, потому что у него отсутствует волевой компонент.

– С какого возраста можно говорить о гиперактивности, ведь в младшем возрасте многие малыши очень подвижны и капризны?

– Обычно к 6 годам этот диагноз уже стоит. Но, если честно, детей с этими проблемами видно намного раньше. У малышей всё видно по игровой деятельности. И по статистике, у мальчиков СДВГ диагностируется чаще, чем у девочек.

– Поддаётся ли корректировке гипер­активность, и если на неё не обращать внимания, запустить, к чему это может привести?

– Да, поддаётся. При своевременной постановке диагноза, соблюдении всех рекомендаций врача и психолога, 75% людей выходят во взрослую жизнь без симптомов СДВГ. Но если оставить ребёнка наедине с проблемой, то со временем трудности в обучении будут нарастать как снежный ком, и ребёнок может стать неуспевающим. Неумение дружить, проигрывать и сочувствовать приводит к одиночеству в социуме.

– Существуют ли правила воспитания гиперактивного ребёнка?

– Воспитание таких детей требует от родителей терпения и мудрости. На них нельзя кричать, потому что это абсолютно бесполезно. Нельзя запрещать всё подряд, особенно запрещать двигаться. По запретам есть хорошая рекомендация: запрещать без слов «нет» и «нельзя». Обоснуйте, почему же нельзя, например, бегать по грязи. И предложите замену: «давай сходим в парк, и ты побегаешь по дорожкам, как настоящий спортсмен»! Обязательно таким детям нужна мотивация: объясните, зачем, для чего мы это делаем? Нужно им давать чёткие инструкции, соблюдать режим дня (особенно полноценный сон необходим), развивать самостоятельность. Начинаем с элементарного: убирать за собой вещи, самостоятельно одеваться, завязывать шнурки.

Но самый главный совет родителям таких детей – успокоиться самим. У вас не больной ребёнок! У вас самый лучший и любимый ребёнок! А все эти небольшие трудности можно преодолеть, своевременно обратившись к специалистам. Желаю всем добра и здоровья!

От 12 Января Анна ЧИСТЯКОВА

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий