year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
«В нас много доброго и светлого, нужно просто растопить сердца» - «Местный спрос»

«В нас много доброго и светлого, нужно просто растопить сердца»

Поводом для новой беседы с педагогом, писателем-публицистом, кандидатом филологических наук Татьяной Владимировной Грудкиной стал выход её четвёртой книги под названием «Тайна русского духа».

«В нас много доброго и светлого, нужно просто растопить сердца»

– Татьяна Владимировна, здравствуйте. Чем продиктовано написание целой серии книг об удивительных людях, что послужило посылом?

– Рождение серии историко-биографических очерков продиктовано самой жизнью. И началось оно с издания под названием «Жизнь как жертва: книга о русских женщинах». Когда я работала директором православной школы для девочек, то поняла, что наши дети растут в условиях сильного морального и психологического давления со стороны общества. Им постоянно навязывают стереотипы поведения, речи. Разумеется, это касается и взрослых, однако на детях всё гораздо заметнее и драматичнее. У взрослых всё-таки сформирована критическая оценка происходящего, а дети воспринимают многие безнравственные и греховные образцы и стереотипы как норму. Серьёзно задуматься над этим вопросом меня заставило одно наблюдение. В нашей православной школе девочки носят красивую униформу с длинными клетчатыми юбками. И вот однажды я заметила, что за углом школы мои девчонки-старшеклассницы подворачивают юбку, чтобы оголить колени, и в таком виде щеголяют по городу. Получается, что мы заставляем их жить в условиях двойных стандартов: в школе нужно иметь благопристойный вид, а за пределами школы – что? Даже в православной девичьей среде встречаются лживость, чёрствость, эгоизм. И в этом, в первую очередь, вина наша – родителей и педагогов.

Вот тогда я и поняла, что детям мало просто объяснить, что такое хорошо и что такое плохо. Им нужно всё показать и доказать на конкретных жизненных примерах. Познакомить с тем, по каким духовным законам жили русские люди в прошлом, как они общались, каковы были мотивы их поступков, даже внешний облик. Передать собственную симпатию к этим людям, сделать их близкими и понятными. А дальше они сами смогут выбрать, за кем идти – за гламурными персонажами современного «общества потребления» или за своими благочестивыми предками. Моя педагогическая задача – научить ребёнка думать своей головой, а не бездумно идти за кем-то, научить самостоятельно оценивать ситуацию и нести ответственность за свой выбор.

Я глубоко убеждена в том, что глубинная основа человеческих взаимоотношений во все времена остаётся неизменной, что в XIII веке, что в XXI-м. Психология людей не меняется, их взаимоотношения, жизненные обстоятельства и коллизии – тоже. Меняется только внешний антураж, материальные «декорации». Грубо говоря, вместо конных экипажей – беспилотные автомобили, вместо грифельных досок – смартфоны.

Поэтому я рассудила так: моим ученицам будет полезно узнать, как раньше жили их сверстницы и девушки постарше, каково было их духовное устроение, какие цели они перед собой ставили, как общались между собой и с родителями. Одним словом, были ли они счастливы. Мне самой эта тема очень интересна, поэтому я решила через книгу передать свои знания девочкам, чтобы, если возможно, помочь им разобраться в жизни, обрести крепкую нравственную основу. Причём, ни в коем случае не навязывая своего мнения. Так появились рассказы о Параше-сибирячке, Даше Севастопольской, Авдотье-рязаночке, Татьяне Прончищевой, Юлии Вревской, Нине Грибоедовой, Марфе Сабининой, Римме Ивановой, Надежде Курченко и других замечательных девушках и женщинах.

– Что было дальше?

– Ещё до того, как моя первая книга вышла из печати, я стала вслух зачитывать отрывки из неё девочкам и сотрудникам школы, все собирались вместе в актовом зале. Например, история поэтессы и монахини Марии (Скобцовой), которая в немецком концлагере вместо другого человека добровольно вошла в газовую камеру. Буквально за несколько недель до того, как лагерь освободили советские войска. Когда я дошла до слов матери Марии «Я не верю в газовую камеру!», начали всхлипывать не только девочки, но и педагоги. И я поняла, что чистое, доброе и светлое в детях – есть, нужно это разбудить, сердце растопить, дать волю внутренним добрым порывам. Тогда я стала распечатывать свои рассказы и вывешивать на школьный стенд, и вскоре заметила, что девочки и учителя собираются возле них, читают, обсуждают. То есть у них есть глубинная потребность в чистом и добром. Нужно только это показать, и дети сразу душой откликаются. Понимаете, когда узнаёшь такие истории, как подвиг матери Марии или Маруси Багрянцевой, то уже не сможешь жить как раньше. Будешь чаще останавливаться и думать. До пандемии я много выступала с открытыми лекциями – в школах, в университетах, среди учительской аудитории, в библиотеках, рассказывала о своих книгах, об их героях. И практически всегда складывалась доброжелательная атмосфера, от этих встреч была огромная эмоциональная отдача. Я поняла, что и дети, и взрослые очень нуждаются в спокойной и ласковой речи, им не хватает тепла и внимания, бескорыстных примеров, высоких идеалов.

– Кто является героями Ваших очерков?

– Среди моих героев есть много известных людей: писателей, полководцев, общественных деятелей, таких как А.П. Чехов, А.В. Суворов, Ю.А. Гагарин. Однако суть в том, что я стараюсь показывать их с неожиданной, неизвестной стороны. Например, как Гагарин относился к матери и что связывает его с православной верой. Или: почему несколько сотен поволжских крестьян обязаны Чехову своей жизнью. Или: какими людьми воспитал Суворов своих собственных детей? Как автор я стараюсь нарисовать психологический и духовный портрет своего героя, раскрыть его душу, найти точки соприкосновения с нами, людьми, живущими в XXI веке. Мне важно понять, чему мы можем научиться на этих исторических примерах, как сможем воспитать самих себя в сравнении с великими по духу людьми.

Также в своих книгах рассказываю о людях неизвестных, незаслуженно забытых, но очень интересных и выдающихся по своим человеческим качествам. Например, сейчас мало кто помнит о Наталье Дмитриевне Фонвизиной, которая вышла замуж, чтобы отца не посадили в тюрьму. Принесла себя в добровольную жертву, но так устроилось, что со временем она смогла полюбить мужа и даже отправилась за ним в Сибирь, как другие жёны декабристов. Там, в Сибири она родила и похоронила пятерых младенцев, но не смела показать мужу своего горя, чтобы ни в чём его не упрекнуть. Представляете, какая сила духа! Позже Фонвизины усыновили пятерых сирот, вырастили и вывели в люди. Именно Наталья Дмитриевна передала ссыльному Достоевскому Евангелие, которое он хранил при себе всю жизнь.

Мы очень мало знаем о непобедимом генерале Петре Степановиче Котляревском, который спас Россию в 1812 году, преградив персам дорогу на Кавказ, иначе нам пришлось бы воевать на два фронта: не только против Наполеона, но и против Аббас-мирзы. Как важно сохранить благодарную память о тюремном докторе Фёдоре Петровиче Гаазе, благодаря милосердию которого были спасены тысячи жизней. Я полагаю, для многих будет открытием образ Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной. Великосветской красавицы, которая, выйдя замуж за богатейшего наследника династии Демидовых, основала в России системную благотворительность. И при этом каким простым, отзывчивым, открытым человеком она была! Вот на каких примерах надо учиться самим и воспитывать детей! Об этих и других героях рассказывается в книге «Дела любви: книга о добрых людях».

«В нас много доброго и светлого, нужно просто растопить сердца»

– О чём и о ком Ваша новая книга?

– «Тайна русского духа» – тоже об удивительных людях разных эпох, достатка, образования. Среди героев – провинциальная купчиха и царский посол, скромная монахиня и церковный иерарх, неграмотная крестьянка и блестяще образованный аристократ, инвалид-художник и космонавт с блестящим здоровьем. Они все разные, но каждый из них является носителем того доброго, благородного и жертвенного русского духа, о котором до сих пор слагают легенды. Добавлю, что все мои книги изданы в Москве, прошли рецензирование в Издательском Совете Русской Православной Церкви, имеют гриф «Допущено к распространению» и соответствующий номер.

– Приведёте пример?

– Разумеется. Знает ли кто сейчас иконописца Григория Николаевича Журавлёва, который жил на рубеже XIX-XX столетий? Между тем, это поразительная история! Он родился калекой – без рук и без ног. Мать хотела уродца утопить. Но ребёнка спас дед, вырастил и воспитал. Со временем у мальчика проявились блестящие способности к рисованию. Неимоверными усилиями воли и при полной поддержке близких – деда, бабушки, брата – он получил образование в художественном училище и стал выдающимся иконописцем и архитектором. По его чертежам в родном селе был возведён великолепный храм, и Журавлёв сам, один (!) его расписал. Однако великолепные внутренние росписи стоили безрукому и безногому мастеру семь лет жизни и жестоких физических страданий. По сырой штукатурке писать надо было быстро, постоянно передвигаясь вдоль стены. А как это сделать человеку без рук и без ног? Для Журавлёва соорудили специальную люльку на винтах, но без помощи брата он всё равно бы не справился. Расписывать купол приходилось лёжа. От слишком близкого расстояния резало глаза, от напряжения сводило шею. На затылке и лопатках появлялись язвы, которые не успевали заживать. Кожаные ремни подъёмника намертво впивались в плечи. После нескольких часов работы так сводило скулы, что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Накладывали на лицо горячие мокрые полотенца, и только тогда рот разжимался. Зубы стирались и крошились, губы трескались, язык кровоточил. Он не мог ни есть, ни пить, ни говорить. Это было настоящее мученичество, великий духовный подвиг.

В этой истории мне было важно понять и показать читателю, как Журавлёв смог принять своё уродство, смириться с ним и вопреки всем преградам реализовать талант, данный Богом. Я полагаю, что это поучительный пример для многих из нас: не ныть при неудачах, а поблагодарить Бога и смело идти вперёд. Поэтому главу о Журавлёве я так и назвала – «Просто гори от всего сердца и ничего не бойся!»

– Удивительно…

– Да. Или возьмите очерк об Анне Григорьевне Достоевской – второй жене великого писателя. Кстати, на днях исполнилось двести лет со дня рождения Фёдора Михайловича – важнейшее событие для русской культуры. В главе под названием «Как научиться любить» я постаралась рассказать о том, как Достоевские прошли сложную школу семейной жизни и научились любить не за что-то, а вопреки всему. Фёдор Михайлович был старше жены на четверть века. Он прошёл каторгу и пережил смерть первой жены, был болен эпилепсией и падок на азартные игры. К тому же имел резкий, вспыльчивый характер. Но она приняла его таким, как есть, и научилась любить – бескорыстно, самозабвенно и искренно. Подарила Фёдору Михайловичу семейное счастье и радость отцовства. Была и его музой, и секретарём, и сиделкой. И обрела в этой жертвенной любви настоящее женское счастье. Я считаю, что историю их семьи полезно знать каждому, планирующему вступить в брак.

– Татьяна Владимировна, можно ли говорить о том, что книги влияют не только на читателя, но и на их автора?

– Несомненно! Скажу больше: во многом я стала другим человеком, потому что великие люди воспитывают примером своей жизни. Как педагогу мне важно донести до своего читателя-школьника, до каждого неравнодушного взрослого такой посыл: изучайте родную историю и литературу! Русская история учит нас патриотизму, а классическая литература – нравственности. Нужно дружить с книгами. Именно дружить, потому что хорошая книга – это верный друг и задушевный собеседник.

И ещё я осознала очень важную вещь: тот великий нравственный запас, который сберегли для нас предки, великие духовные корни незримо питают нас до сих пор. И когда мне говорят, что всё – бессмысленно, что Святая Русь погибла и полностью покорилась западному безбожию и безнравственности, я отказываюсь в это верить. Да, больно смот­реть на то, что сейчас происходит с нашим народом, с нашими детьми. На духовное обнищание, на торжествующую власть денег и разврата, на жестокость и эгоизм. Но я точно знаю, что это – пройдёт, схлынет, как грязная пена мутной воды. Потому что это противно могучей и чистой русской душе. Когда мы вернём уважение к своей Родине, своей вере, языку, культуре, семье, – тогда улыбнутся мудрые глаза наших прадедов, которые живы, пока мы о них помним и передаём эту память другим. Убеждена, что русская история учит патриотизму, а литература – нравственности.

От 1 Декабря 2021 года Беседовала Тамара БЕЗМЕНОВА.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий