year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Ваш ребёнок гений? - «Местный спрос»

Ваш ребёнок гений?

В ребёнке нужно видеть человека. Личность. А не то, что хочется родителям.

Ваш ребёнок гений?

Считать своего ребёнка незаурядным, одарённым, гениальным – такова тенденция последнего времени. Стоит ли родителям всеми силами растить гения и чем чреват такой подход к воспитанию? На эти и многие другие вопросы отвечает детский психолог, руководитель психологической студии «Равновесие» Наталья Удалова.

– Наталья Владимировна, можно ли определить, что ребёнок – гений? Отличается ли такой малыш от других детей?

– Да, отличается. И мне, как специалисту, таких детей видно сразу. Но давайте сначала разберёмся с терминами: гениальный, талантливый, одарённый ребёнок или вундеркинд. Вундеркиндами называют детей, которые с юных лет опережают в развитии сверстников. Они могут обладать феноменальными способностями к математике, музыке, иностранным языкам, творчеству или спорту, причём, иногда во всех сферах одновременно. В современной психологии термин «одарённость» относят к умственным способностям, а термин «талант» относят к творческому развитию ребёнка. А вот феномен гениальности изучается давно, но до сих пор остаётся одной из самых больших загадок науки. Истинных гениев единицы: на всё человечество два десятка за тысячу лет.

– Каковы признаки одарённости?

– Это чаще всего раннее развитие речи, точность выполнения умственных операций, высокая познавательная активность, отличная память, способность к классификации, ранняя увлечённость, любознательность, стремление к творчеству, нестандартное мышление. А вот если ваш ребёнок выучил все столицы мира или таблицу Менделеева в 4 года только потому, что вы этого захотели, это ещё не гениальность.

– Гениальность: что её порождает – природа или воспитание?

– Генетики считают, что гениальность –

это уникальное сочетание генов, их случайная комбинация, она не наследуется и не повторяется в поколениях. Что касается воспитания. Выращивая рассаду, мы же не тянем её за листочки, а создаём благоприятные условия: свет, вода, питательные вещества. По аналогии с растениями надо обогатить среду обитания детей, предоставить им больше возможностей, и, конечно, верить в их индивидуальность… Одарённые дети «выигрывают», попав в качественную образовательную среду.

– Опасно ли видеть в ребёнке гения?

– В ребёнке нужно видеть человека. Личность. А не то, что хочется родителям. Все мы разные родители и, понятно, что каждый родитель любит своего ребёнка. Если думать постоянно, что ребёнок – гений, то фокус внимания смещается на профессиональную реализацию этой гениальности, а не на социализацию. Такие родители начинают радоваться умственным достижениям ребёнка и забывают о том, что ему нужно развиваться и в других областях жизни. Кроме того, частой проблемой становятся и завышенные ожидания родителей, и их амбиции. Дети начинают уставать, потому что гонка за успехом становится подчас непосильной для детской психики. Цена такой гонки иногда слишком высока. А поскольку одарённые дети особенно чувствительны к одобрениям и критике, то сначала будут трудности во взаимоотношениях со сверстниками, а во взрослом возрасте такие люди могут испытывать недостаток внимания, разочарование и тревогу.

– Наталья Владимировна, существуют ли рекомендации по воспитанию одарённых детей?

– Рекомендации по воспитанию не только одарённого, но и по воспитанию обычного ребёнка существуют и они таковы. Создайте условия для здорового образа жизни ребёнка: режим дня, правильное питание, физические упражнения, здоровый сон. Развивайте в ребёнке уверенность в себе: учитывайте его мнение, советуйтесь с ним, давайте возможность проявлять инициативу, чаще хвалите (за дело), просто любите его. Создавайте благоприятную семейную атмосферу. Выявите основные склонности и способности ребёнка и развивайте эти сильные стороны. Приветствуется совместный интерес и труд всех членов семьи в данной области. Обязательно развивайте ребёнка и в тех областях, в которых он не силён. Если нет слуха – не отдавайте его учиться игре на пианино, но пойте с ним хоть немного. Личность должна быть гармонично развитой. Развивайте с самого детства познавательные функции ребёнка. Давайте ему возможность всё потрогать, собрать-разобрать, приветствуйте все его вопросы и с удовольствием отвечайте на них. Больше рассказывайте ребёнку об окружающем мире, о животных. Сейчас дети не знают, в каком городе они живут, в какой области, не знают времена года по порядку. Некоторые дети говорят, что столица нашей Родины – Шуя. Разговаривайте!!! Не останавливайтесь только на интеллектуальном развитии. Научите ребёнка правилам вежливости и этикету. Учите его доброте, этике, красоте не только природы, но и души человеческой.

– Как не проморгать одарённого ребёнка, вдруг он на самом деле гений, а родители, не подозревая об этом, упустят момент?

– Истинного гения вы точно не пропустите, а таланты развивать можно и нужно. Знаете, мне часто родители задают вопрос: как узнать, к чему у ребёнка склонность? Да очень просто. Наблюдайте за ним. Всё свободное время ребёнок делает то, что любит. Может быть, любит лепить, собирать машинки, делает причёски куклам или варит «супы» кукольной семье. Вот вам и ответы.

Р.S. Следующий разговор с психологом пойдёт об очень актуальной проб­леме – гиперактивных детях. Если вы подозреваете у своего ребёнка гиперактивность или вас беспокоит его слишком возбуждённое состояние, присылайте вопросы в редакцию или приходите в студию «Равновесие».

От 17 Ноября 2021 года Беседовала Анна ЧИСТЯКОВА.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий