year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Дети в интернете - «Местный спрос»

Дети в интернете

Если не хотите, чтобы ваш ребенок стал зависимым от гаджета, начните с себя.

Дети в интернете

Гаджеты, интернет, компьютерная индустрия... Всё это обязательная составляющая жизни современных детей. Можно ли в век компьютерных технологий вырастить психологически здорового ребёнка? Об этом «МС» побеседовал с детским психологом, руководителем психологической студии «Равновесие» Натальей УДАЛОВОЙ.

– Наталья Владимировна, современные дети много времени уделяют интернету. Можно ли ответить однозначно, хорошо это или плохо?

– Однозначно ответить нельзя. С одной стороны, цифровые технологии несут пользу, которую отрицать мы не будем. С другой стороны – от погружения ребёнка в цифровой мир нередко мы видим гораздо больше вреда, чем пользы. Возникают проблемы, связанные с физическим здоровьем ребёнка, с его десоциализацией.

– Сколько времени ребёнок может проводить в интернете без вреда для себя? С какого возраста допускать детей до гаджетов?

– Существуют нормы, согласно которым дети 3-4 лет могут проводить за просмотром мультфильмов до 1 часа в день. Дети 5-10 лет – до 1,5 часа в день, а старшие школьники – до 3 часов в день. В день! А не за один подход. Просмотр фильмов и мульт­фильмов, игры должны быть закончены за 2 часа до сна, иначе мозг начинает во сне обрабатывать полученную информацию. Естественно, ребёнок в таком случае ночью не отдыхает. Здесь ни один педагог, психолог или врач вам не поможет: вы родитель и вы имеете все полномочия устанавливать режим дня, сна и отдыха своего ребёнка.

– Наталья Владимировна, искажает ли личность длительное сидение в интернете?

– При стечении многих неблагоприятных условий жизни ребёнка, интернет косвенно влияет на психику ребёнка. Особенно подвержены этому влиянию дети, имеющие трудности в реальной жизни: тяжёлая семейная обстановка, развод, длительная болезнь, гиперопека или отсутствие внимания со стороны родителей, трудности в учёбе или в общении со сверстниками, заниженная самооценка.

Почему ребёнок уходит в виртуальный мир? Да всё очень просто: в игровой реальности этих всех проблем нет, там ребёнок –

герой, он чувствует нужность, признание и стабильность. Ребёнок, который уже зависит от игр, с трудом возвращается в серые будни, и ждёт момента, когда можно поиграть. Без игр он становится более тревожным, замкнутым, рассеянным. Происходит десоциализация.

– Вам приходилось работать с детьми, пострадавшими от этой зависимости? Насколько она сильна, получается ли вернуть ребёнка к нормальной жизни?

– Да, мы работаем с игровой зависимостью в рамках арт-терапевтического подхода. Через снятие тревожности и повышения самооценки ребёнка, работая со всеми членами семьи, удаётся найти выход из этой ситуации. А вот патологическое влечение к азартным играм (игромания, геймерство) лечит уже психиатр.

– Может ли вызвать длительное сидение за компьютером агрессию и желание расправиться со всем миром? Ведь не секрет, что одной из причин агрессивного поведения называют чрезмерное увлечение гаджетами?

– Я, например, знаю семиклассника, который разрабатывает свои игры, ведёт серьёзный телеграм-канал и зарабатывает в месяц 30 тысяч и больше. Я знаю девушку, которая ведёт свой канал в тик-токе и получает тоже около 15 тыс. в месяц. И это в Шуе! В том, что современные дети активно разрабатывают собственные программы, умеют многое из того, что не умеют современные взрослые, нет ничего плохого. Наоборот, ребята находят способы монетизировать свои умения — и это здорово! А вот другой подросток идёт пить, курить, убивать. Можно ли всё свалить только на интернет и игры? Нет, конечно. На выбор жизненного пути влияют в первую очередь окружение и семья.

– Значит, агрессия и гаджеты – это не одного поля ягоды?

– Исследования, посвящённые изучению компьютерной зависимости и агрессивных проявлений, весьма противоречивы. Вот, например, мозг достигает 85% своего взрослого объёма к двум годам, а само развитие мозга идёт очень медленными темпами. Лобная кора в мозге созревает самой последней к 20-30 годам. Особенно интенсивно идёт её формирование в подростковом возрасте. Именно поэтому подростки отличаются высокой импульсивностью (в том числе агрессивностью), ранимостью, противоречивостью. Они подвержены влиянию со стороны мнимых авторитетов, находящихся как в реальном, так и в виртуальном мире. Причём, значительно сложнее оказать на подростков положительное влияние. Поиск новизны пронизывает весь подростковый мир: в этом возрасте они начинают пробовать спиртные напитки, наркотические вещества, курить, начинают раннюю половую жизнь, а также, «за компанию» или в одиночку, проявляют агрессию. Это является одной из психологических особенностей данной возрастной группы, объяснимых всё той же незрелостью лобной коры. По мере созревания лобной коры стремление к новому заметно снижается, и уровень насилия резко падает. На человека уже не так легко оказать негативное влияние, он начинает здраво оценивать всё происходящее.

– Если родитель замечает, что ребенок стал слишком зависим от гаджета, как ему поступать, как контролировать экранное время ребёнка?

– Сразу скажу, что одним махом запрещать не стоит. Убирать провода, отключать интернет – не выход. Запретный плод, как известно, сладок. Отключите интернет дома, ребёнок начнёт ходить к друзьям, врать, изворачиваться. Выход: расширение интересов в реальной жизни, установление ограничений на пребывание перед экраном. Не забывайте поговорить с ребёнком про опасность личных данных в интернете. Спорт, искусство, живое общение, развлечения всей семьёй – всё это должно присутствовать не только в жизни ребёнка, но и в жизни взрослых. Ведь дети учатся, подражая и наблюдая за нами. А значит, необходимо подавать пример активной жизни в реальности. Сейчас такие классные есть настольные игры, ничуть не хуже компьютерных. Следите за собой. Если вы проводите полдня в телефоне, разве можно требовать от ребёнка вести себя иначе? Ограничьте и себе время пребывания в гаджете. Это ограничение должно быть твёрдым и поддерживаться всеми членами семьи и не изменяться в выходные или праздничные дни. Любые изменения начинаются с себя, а работа над собой – это самое сложное, что может делать человек, но только так мы можем менять окружающий нас мир и формировать осознанный взгляд на реальную жизнь у наших детей.

От 20 Октября Беседовала Анна ЧИСТЯКОВА.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий