year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Издалека-долго течёт река Теза... Продолжение. Начало в «МС» № 31 - «Местный спрос»

Издалека-долго течёт река Теза... Продолжение. Начало в «МС» № 31

Из историко-географического описания видного историка, географа, краеведа, коллекционера артефактов Вениамина Васильевича Рыжова, вышедшего в 1930 году под заголовком «Город Шуя и Шуйский округ». СУДОХОДСТВО (См. г. Шуя и Шуйский округ. Гл. 23. Пути сообщения. 1930 год).

Издалека-долго течёт река Теза... Продолжение. Начало в «МС» № 31

Первые пути сообщения на территории Шуйского округа были водные. Раньше судоходство было по всем главным рекам Шуйского округа: по Тезе, Луху и Уводи, но в настоящее время (1930 год) сохранилось только по Тезе. Судоходство по ней было издавна, но исторически известно с 1614 года. Суда плыли по Тезе не только вниз от города Шуи, но и вверх от неё. Вниз от города Шуи ездили тогда до реки Клязьмы и дальше во все понизовые города, вплоть до Астрахани.

В конце 17 века судоходство по Тезе стало терпеть препятствия: Тезу стали перегораживать плотинами для устройства мельниц. Шуяне жаловались на это перегораживание в Москву, та присылала грозные указы и отряды стрельцов, и мельницы сносились. А в 1686 году дана Шуе жалованная грамота о том, чтобы не застраивали Тезу мельницами и мостами. Но всё же в 1687 году стольник Василий Петров сын Кругликов устроил мельницу около Ильинского погоста, и струговому ходу, и лесной дровяной проплавке учинил задержку и разорение. Тогда шуяне пожаловались на Кругликова, и мельницу было приказано снести силами его крестьян.

Судоходство по Тезе, восстанавливавшееся указами из Москвы, прекратилось в XVIII веке. Ещё при Петре I Теза стала мелеть и по ней стали устраивать шлюзы. К 1731 году Теза обмелела настолько, что судоходство по ней прекратилось. Мельницы тогда стали устраивать уже беспрепятственно: сначала в Холуе, в деревне Власихе (в настоящее время не существующей), затем около сёл Сергеево и в Хотимле.

В первой половине XIX века развивающаяся промышленность потребовала возобновления судоходства по Тезе. Дело в том, что надо было удешевить доставку сырья, дров и хлеба в Шую и отправку товаров из Шуи. Поэтому шуйские, кохомские и ивановские фабриканты сложились 27 мая 1830 года, собрали 9700 рублей, и на эти деньги шуйский купец А. И. Болотов выхлопотал разрешение открыть судоходство по Тезе. Открытие судоходства состоялось 10 июля 1837 года. В память этого события в Шуе где-то около Большого моста (на его месте в октябре 1929 года, открытие 7 ноября, был построен Октябрьский мост. По привычке шуяне называли его Большим (каменным), прежний был деревянным. Нынче рядом с Октябрьским мостом построен новый автомобильный мост. Октябрьский мост – ныне пешеходная зона) был воздвигнут чугунный памятник в 4 аршина высотой, но впоследствии он куда-то исчез (чермет и сейчас в цене).

Перед открытием судоходства на Тезе были в 1834-1836 годах устроены от города Шуи до устья Тезы на протяжении 90 километров пять шлюзов, три из которых устроены в обход существовавших прежде мельничных запруд около деревни Власихи и сёл Хотимля и Холуя. Остальные два шлюза сделаны в деревне Польках и близ устья реки Тезы.

Постройка шлюзов, разборчатых плотин и казарм при них для рабочих стоила 73059 рублей 6 копеек. А общая стоимость всех шлюзовых сооружений с гатями при них и мостами на бечевнике исчислялась в начале XX века в 80609 рублей 77 копеек (на 1/4 копейки можно было заказать в трактире чай с кренделем или баранками, была такая монета и в моей коллекции. Занимался одно время нумизматикой – коллекционированием монет).

Шлюзы имеют 10 сажень в длину (21,3 мет­ра) и около 2-х сажен в ширину (4,26 метра).

В 1843 году пришло в Шую 123 судна с грузом на сумму 139560 рублей, а из Шуи было отправлено вниз по Тезе 113 судов, с грузом на сумму 247462 рубля 50 копеек.

В 1846 году пришло в Шую уже около 400 судов, а в 1949 году – более 500. Привозились тогда в Шую пряжа, дрова, соль, а вывозилась главным образом мануфактура.

В 1858 году по Тезе пришло 388 судов с грузом на сумму 33600 рублей при 663 рабочих (1,5 рубля в те времена стоила тёлка, т.е. молодая корова).

В 1889 году по Тезе было отправлено товаров 56400 пудов, а пришло 22800 пудов. Главный предмет привоза был лес. По книгам, художественным произведениям художников-передвижников, кинолентам прошлого мы знаем, как давалось хождение по рекам. Ладно, по течению, а вверх? Парус, если ветер попутный… Люди за леера, это верёвки такие, по берегу тащили суда по воде, где потрудней, использовали лошадей. Шли и тянули бурлаки, простые русские мужики, наказанные жизнью и властью. Работа каторжная, но куда деться, никто тебя на работу, как только в бурлаки, не возьмёт.

Пароходное движение по Тезе началось в 1907 году. Первый пароход на Тезе завёл купец Носков, пароход назывался «Беднота». В следующем году пошёл второй пароход лесопромышленника Савельева. За год до начала Первой мировой войны завели пароходы и купцы Балины, возившие из Шуи хлопок.

В 1908 году по Тезе было перевезено 597000 пудов груза, а в 1909 году – 11671000 пудов. Такое резкое повышение количества перевозок объясняется не столько действительным увеличением перевозимых грузов, сколько тем, что баржи стали подвергаться точному обмеру, и верить владельцам грузов на слово перестали.

За провоз грузов по Тезе взимались особые сборы: в 1913 году они составили13541 рубль, а в 1925 году – 5976 рублей.

В 1924 году в Шую было доставлено по Тезе 3224002 пуда грузов.

В 1925 году по Тезе было открыто пассажирское движение, и за год было перевезено 6057 пассажиров.

В 1926 году на Тезе имелось три буксирных и два пассажирских парохода, 44 дровяных тезянок (грузовых барж), 10 тезянок крытых и две тезянки пассажирских – «Смычка» и «Идея».

А перед войной (имеется ввиду Первая мировая или как её называли, империалистическая) тезянок имелось более 250. Суда, ходящие по Тезе или тезянки, имели до 9 сажен длины и 53 с четвертью аршина в ширину, осадка их доходила до 16 вершков. Грузоподъёмность их – около 2000 пудов. В XIX веке их таскали по Тезе обычно лошадьми.

В навигацию 1928 года на Тезе имелось 6 пароходов и 60 тезянок. В Шую тогда прибыло 37356 тонн грузов, а отправлено из Шуи 34415 тонн. Пассажиров тогда прибыло в Шую 5860 человек, а отправлено из Шуи – 7030 человек.

На реке Тезе имеется 5 пристаней: Шуя, Сергеево, Польки, Хотимль и Холуй. Шестая пристань «8-10 февраля» (бывшая Балинская) находится на реке Клязьме и является конечным пунктом тезинского пароходства.

В настоящее время по Тезе перевозят, главным образом, дрова и лес, что составляет 90% всех перевозок, а затем хлопок с Южской фабрики (В. В. Рыжов, 1930 год).

Большой удар в своё время тезинскому судоходству нанесло открытие в 1868 году Шуйско-Ивановской железной дороги, которая оттянула от Тезы часть грузов. С возможным же открытием в будущем других железных дорог на территории Шуйского округа, например, ветки на город Южу, значение тезинского судоходства ещё уменьшится (на сей день ветки узкоколейной железной дороги не существует, разобрана в 80-90 годах прошлого века. Тогда вместе с грузовыми перевозками были и пассажирские).

От 25 Августа 2021 года Владимир ТИХОНРАВОВ, фото из открытых источников. Продолжение следует.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий