year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Первоклассники: учиться никогда не поздно? - «Местный спрос»

Первоклассники: учиться никогда не поздно?

Распространённое мнение родителей первоклассников о том, что в школе всему научат, немного ошибочное.

Первоклассники:  учиться никогда не поздно?

Как сделать так, чтобы ребёнок чувствовал себя за партой в своей тарелке и не отставал от сверстников, накануне нового учебного года «МС» рассказала детский психолог Психологической студии «Равновесие» Наталья Удалова.

– Многие родители недоумевают, когда им говорят о том, что ребёнка надо учить до школы, считая, что у ребёнка должно быть детство. Другие, наоборот, водят малышей на различные «развивашки». Какой вариант подготовки ребёнка к школе правильный?

– Наверное, я вас удивлю, но меня в последнее время тревожит тот факт, что в категорию слабоуспевающих учеников и даже неуспевающих попадают внешне благополучные дети, имеющие высокий уровень интеллектуального развития, которые овладели навыками чтения, письма, счёта. Родители, конечно, недоумевают: как так? Мы же делали всё для его развития! А дело в том, что не все занятия в кружках и «развивашках» предполагают формирование тех навыков, которые требуются первоклассникам. Зачастую родители действуют по принципу: чем больше, тем лучше. Это приводит к эмоциональным и физическим перегрузкам, дети просто устают учиться ещё до школы. Чтобы хорошо учиться в школе, не обязательно учить ребёнка писать, считать, читать до школы. Что требуется к первому классу? Сформировать у ребёнка психофизиологическую готовность к школе.

– Что это значит?

– Психофизиологическая готовность – это зрелость организма. Ребёнок должен достичь определённого уровня развития: интеллектуальных способностей и эмоционально-волевой сферы. Традиционно психофизиологическую готовность делят на четыре блока: физиологическая, педагогическая, социальная и психологическая. Давайте разбираться…

– Начнём с физиологической?

– Да. Она определяется уровнем развития всех систем детского организма и состоянием его здоровья. Зачастую болеющие дети испытывают трудности в школе, так как на ослабленный организм ложится очень большая нагрузка. Физиологи говорят, что в 5-7 лет у ребёнка происходит существенная перестройка организма, эта же перестройка не заканчивается с началом школьного обучения. Однако, хоть организм биологически готов к школьному обучению, он чувствителен к различному роду перегрузкам.

Первым критерием физиологической готовности является абсолютная масса тела, она должна быть не менее 23 килограммов.

Смена молочных зубов – в идеале у ребёнка должно поменяться шесть молочных зубов, в норме – 4.

Абсолютная пропорция тела. Этот критерий связан с полуростовым скачком роста. Это критический момент для ребёнка, когда меняется длина рук и ног, формируется скелет. Как раз после этого скачка появляется работоспособность: появляется выносливость, устойчивость, что помогает работать ребёнку в ровном темпе. О способности к обучению до 6 лет мы вообще не говорим. Клетки детского организма просто на это не готовы.

Есть, кстати, Филиппинский тест, который помогает узнать, наступил полуростовой скачок или нет: нужно попросить ребёнка поднять правую руку вверх и дотронуться пальчиками до левого уха, обогнув голову. Если ребёнок смог выполнить данное упражнение, скачок уже наступил.

Развитое чувство времени. Чувство времени ребёнка должно быть приближено к чувству времени взрослого, в противном случае мы будем жить в разных измерениях.

Развитие крупной моторики тела и мелкой моторики руки. Крупная моторика тела – это развитие движений, владение телом, умение бегать, прыгать, ловить мяч…

Если у ребёнка низкий уровень развития крупной моторики тела, то он столкнётся с трудностями на уроках физкультуры, сверстники его просто не будут брать играть в мяч, например. Поэтому ребёнку необходимы подвижные игры, прыжки, лазание по канату, фаворитом здесь являются плавание и танцы.

Что касается мелкой моторики, то самую большую трудность здесь у первоклассников вызывает неподготовленность руки к письму. Не нужно ставить себе планку научить ребёнка до школы писать прописными буквами. Но нужно научить писать элементы прописных букв, научить ориентироваться на строке, подготовить руку к письму. Здесь помогут пальчиковые игры, мозаика, нанизывание бусин на ниточку, пластилин, кинетический песок, рисование различными инструментами, а не только карандашами, игры с бумагой, в том числе оригами, различные штриховки. Дети к 1 классу не могут сложить листок пополам, не знают, где право, где лево, не умеют работать ножницами. Добавлю, что до 1 класса нужно решить все проблемы со здоровьем у ребёнка: пролечить хронические заболевания, пролечить зубы, сделать все плановые операции.

– Что включает в себя педагогическая готовность?

– Это те умения и навыки, которые требует от нас школа при поступлении в первый класс. На момент поступления ребёнка желательно знать буквы, и чтобы он различал звуки на слух. Это проблема проблем! Если есть логопедические проблемы, обратитесь к специалисту-логопеду ещё до школы! В этом возрасте важны знания счёта от 1 до 10, названия геометрических фигур и как они выглядят. Ребёнок должен уметь пересказывать небольшие тексты, стихи и составлять рассказ по картинке. С этим всегда трудности.

– Что такое социальная готовность?

– Формирование у ребёнка отношения к школе, к учебной деятельности, к самому себе, к учителям и ученикам. В этом возрасте происходит кризис семи лет. У ребёнка меняется социальный статус, он становится школьником. Важно сформировать у ребёнка мотивацию к обучению, это как раз задача родителей. По практике скажу, что 85% детей отвечают, что дети в школе учатся, и лишь 10% из них могут ответить, что такое учиться. Сформируйте понятие у ребёнка, расскажите, что делают в школе, сходите в школу с ребёнком, пройдите по коридору, загляните в кабинеты, объясните, что в школе будут трудности, подготовьте его к ним. Чаще разговаривайте. Важно научить ребёнка дружить, уметь уступить, работать в коллективе, сотрудничать, выходить из конфликтной ситуации.

– И, наконец, психологическая готовность?

– Это развитие психических процессов, таких как память, внимание, мышление, восприятие и воображение. Всё это нужно развивать у своего ребёнка. Как? Нужно научить ребёнка наблюдать, и тем самым развивать правое полушарие мозга. Находясь дома или на улице, наблюдайте вместе с ребёнком, обсуждайте увиденное, находите сходства и разницу. Задача дошкольного обучения – наблюдать и познавать этот мир. Как всё устроено, он будет узнавать в школе. Правое полушарие отвечает за образность, метафоричность, юмор, воображение, музыкальность, пойте с детьми песни, составляйте рассказы по картинкам. Создавайте положительный настрой на учёбу в школе. Любите своего ребёнка и ничего не бойтесь!

От 11 Августа 2021 года Беседовала Тамара БЕЗМЕНОВА, фото автора.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий