year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
История мостостроя в Шуе - «Местный спрос»

История мостостроя в Шуе

Мне бы хотелось поведать о том, как велось строительство железнодорожного моста через нашу красавицу Тезу, который мы все называем стальмостом. Как бы то ни было, наряду с шуйской водкой, шуйскими ситцами и шуйской гармошкой, стальмост по праву считается одним из брендов нашего города.

История мостостроя в Шуе

Возведение столь нужного для города объекта началось с высоким энтузиазмом, и даже сложности с комплектацией прорабов и инженерно-технических кадров не снижали пыла строителей. Кстати, дефицит ИТР составлял 50 человек, так что руководство стройки обратилось к выпускникам шуйских средних школ за помощью. Вскоре 12 юношей откликнулись на призыв и возглавили инженерные работы не только на сооружении стальмоста, но и других речных переправ, металлического моста через реку Люлех в районе деревень Иваново – Ильино.

К концу 1930 года были закончены все земляные и половина путевых работ. Подводные работы по сооружению стальмоста были закончены до первых холодов 1930 года. В ноябре-декабре завершена каменная кладка опор. В январе 1931 года приступили к монтажу пролётной части и ферм моста. Из-за холодной погоды были жертвы – несколько монтажников сорвались в реку, пробили тонкий лёд и утонули. В то время глубина реки в этом месте достигала 4-5 метров.

Металлические фермы, швеллеры, связи, элемент проезжей части и ограждения готовились на Кулебаковском заводе стальноконструкций Горьковской (ныне Нижегородской) области. Из-за отсутствия катковых опор и шарниров, которые были заказаны Днепропетровскому металлургическому заводу, фермы моста временно были поставлены на деревянные клетки, сложенные в шпалы. А в феврале, когда практически всё было готово к сдаче в эксплуатацию, поступил приказ о консервации строительства. Именно тогда и прошёлся в среде строителей первый шёпот недовольства. Дело в том, что правительство решило все силы направить на сооружение каскада «Большая Волга». Были сняты уже уложенные рельсы и отправлены по новому адресу, а заказ на Днепропетровском заводе отменён. Стальмост остался стоять незавершённым.

Многие рабочие, особенно шуяне, имевшие семьи, не пожелали ехать на новое строительство на Волгу. Первая волна репрессий прокатилась по мостостроителям. Кого-то насильно заставили ехать, а кто-то был отправлен на разборку завалов взорванных шуйских храмов.

Впоследствии рельсы все-таки проложили, но мост, единственная железнодорожная переправа через Тезу, ещё долгие годы был строительной незавершёнкой.

От 4 Августа Владимир БАБАЙКИН, член Шуйского краеведческого общества.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий