Дорогие мои старики, мы ещё, мы ещё повоюем…
После полноценного рабочего дня шагомер социального работника показывает 17 км.
Елена Алексеева изначально по профессии – парикмахер и продавец, но без малого 10 лет помогает старикам – она социальный работник. Сейчас в её обязанности входит обслуживание района Текстильных улиц.
С автобуса на 4-й Текстильной меня встречает улыбчивая женщина, которая сразу обозначила границы: «Давайте без отчества, просто Лена»… Сейчас у Елены пять подопечных, двух совсем недавно она проводила в последний путь.
Профессию социального работника выбрала по чистой случайности. Елена искала работу поближе с домом, но с маленьким ребёнком особо никуда не брали, пойти в социальные работники предложила знакомая, мол, попробуй, может, подойдёт. И, действительно, каждодневная помощь старикам подошла и под образ жизни, и под лёгкий характер нашей сегодняшней героини.
Работа социального работника, особенно в частном секторе, не сахар: летом – грядки, хотя огород не входит в прямые обязанности женщины, но она никогда не отказывает, зимой – снег. И каждый день: пакеты с продуктами, походы в аптеку и за другими необходимыми товарами, на колодец за водой, уборка, готовка, а самое главное – выслушать и поддержать.
Разговоры «за жизнь» – одна из «обязанностей» социального работника. Часто бывает, что пожилые родители вынуждены справляться своими силами. Дети заходят редко, у них своя жизнь, а многие и вовсе живут в других городах. Есть и совсем одинокие пенсионеры. И доброе слово здесь очень важно, а Елена на разговоры и на слова времени не жалеет.
«Да, бывает и тяжело, бывает, и устаю сильно, но сверхъестественного я ничего не делаю – обыденные дела. С пожилыми бывает трудно психологически. Ведь каждый человек индивидуален, к каждому надо найти подход. Но все подопечные у меня хорошие, отзывчивые. Месяц назад мы проводили в последний путь двоих, одной из них было 105 лет. И как частичку души оторвали…» – рассказывает попутно Елена, пока мы идём по первому адресу – к пенсионерке Надежде Фёдоровне.
Елена тактично стучит в калитку и тихонечко проходит в дом. Тут не до разговоров – бабушка спешит. Елена в тетрадь учёта записывает время и дату прихода, прикрепляет чеки, спрашивая попутно о делах и настроении. Перед тем, как уйти, сходила на колодец, принесла воды и узнала, что купить в магазине, когда придёт в следующий раз. «На телефон пока денег класть не надо, купи конфеток, и кофе закончился. Сказали по телевизору, что подорожают и чай, и кофе», – немного сетуя, говорит подопечная Елены. Надежда Фёдоровна ещё полна сил, многое может делать сама, а вот «тяжёлые работы», как, например, сумки из магазина или выбивание паласов, уже в силу возраста неподъёмны.
Распрощавшись, мы идём к Тамаре Александровне. Сейчас у пенсионерки гостит сын из Москвы, поэтому, по словам Елены, у неё «не работа, а лафа»: вода в вёдрах, полный холодильник пропитания. «Квитанции я вам оплатила. Показывает ли телевизор? Дочь вам звонила? Как здоровье?», – сыплет вопросами Елена. И мы прощаемся и отправляемся в «Текстильный» магазин за съестным для дяди Миши. Так по-дружески называет своего подопечного женщина. Продавцы в магазине уже знают Лену, она здесь как своя:
– Батончик отрубной и огурчиков, только свеженьких!
– Будет сделано!
А, по словам Елены, старики в основном просят купить хлеба, молока, овощей, иногда рыбы, иногда мяса. Какие-то продукты Елена возит из города. Кому-то надо приготовить, кому-то разогреть, а кого-то приходится и с ложечки кормить, среди «клиентов» социальных работников часто бывают лежачие, которые за собой ухаживать самостоятельно не могут. Как таким отказать прийти в свой выходной – в субботу и воскресенье? «Даже мой муж не остаётся в стороне. Недавно одной бабушке скосил траву около дома. Мне с ним повезло – он у меня золотой!»
Елена старается выполнять все просьбы, быть может, поэтому за десять лет к ней не было никаких нареканий и отзывы только хорошие. По дороге из магазина к дяде Мише Елена вспоминает свой первый опыт:
– Помню свой первый рабочий день, когда я пришла к бабушке, она лежачая, и я её кормлю с ложечки, а она выплёвывает. Ну, как ребёнок… И я, признаться, не выдержала и стукнула ложкой по столу, мол, сколько вы будете надо мной издеваться. И на меня поднимаются такие детские глаза! И тогда внутри что-то щёлкнуло… И я поняла, что я не могу и не имею права на них срываться.
И вот мы у дверей дяди Миши, заходим за калитку, на кухне суетится мужчина, громко извиняясь за немытые полы: «Что же вы не предупредили, что придёте, я бы вас окрошкой угостил, в последнем номере вашей газеты рецепты окрошки вон какие опубликовали!», – говорит дядя Миша, который недавно схоронил жену, не сумевшую побороть коронавирусную инфекцию. Сам он тоже переболел и теперь «воюет» с последствиями болезни. И женские руки дяде Мише сейчас нужны как никогда, потому что на нём одном теперь не только дела по дому, но и огород, и куры. За всем нужен уход… «Лена никогда мне не отказывает, недавно прополола мне морковь, на Пасху окна мыли и занавески меняли, научила меня пользоваться стиральной машиной, за лекарствами льготными ездит сама, так как я диабетик. Я так-то по профессии ветеринарный врач, работал в «совхозе Ильича», сын пошёл по моим стопам…», – рассказывает о своей жизни дядя Миша.
Елена, прощаясь со мной, к нашему с ней разговору о непростых характерах у стариков добавила, улыбаясь: «Я на них не обижаюсь, прикипела к каждому, а работа у нас обычная, что о ней писать?». А мне хотелось добавить, что любая работа с людьми непростая, а работа социального работника хоть и не опасна, но трудна.
Официально
Шуйский центр социального обслуживания открыт в феврале 1992 года. Сейчас в его структуру входит 14 отделений обслуживания на дому, отделение срочного социального обслуживания и 2 отделения профилактической работы с семьёй и детьми. На надомном обслуживании в Центре состоят 1100 человек, из них 578 – пенсионеры по возрасту, 513 – инвалиды, 3 – инвалиды и участники ВОВ, 4 – несовершеннолетние дети. В учреждении работает 185 сотрудников, из них 140 – социальных работников.
Сотрудники отделения социального обслуживания на дому покупают продукты и лекарства, оплачивают коммунальные услуги, поддерживают порядок в доме, помогают в приготовлении пищи, оказывают санитарно-гигиенические услуги, психологическую помощь, различные виды дополнительных услуг. С 2020 года это отделение предоставляет услуги по технологии «Персональный помощник», которая охватывает граждан, нуждающихся в ежедневном уходе.
На базе Центра созданы клубы по интересам. В том числе «Интерактив плюс», где азы компьютерной грамотности уже освоили более 1000 человек. Клуб активного долголетия «Энергичные люди» для общения людей, ведущих здоровый образ жизни, клубы «Рукодельница» и «Серебряная ниточка». Семейный клуб «Домашний очаг» создан с целью социальной адаптации семей с детьми и коррекционно-профилактической работы с детьми и взрослыми. Для пенсионеров города открыты Школа здоровья, Школа безопасности, Школа для родственников по уходу за пожилыми людьми и инвалидами. В учреждении работает «Мобильная библиотека» по доставке книг на дом. Центр активно сотрудничает с Православной Церковью, местными общественными организациями и волонтёрами. Отряд «серебряных» волонтёров «Горячие сердца» – активный участник благотворительных акций и областных мероприятий.
В учреждении создана мобильная бригада по оказанию неотложной социальной помощи гражданам пожилого возраста, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а служба «Социальное такси» предоставляет услуги маломобильным группам населения по перевозке по городу и в клиники областного центра.
«Горячая линия» Центра оказывает консультационно-информационные услуги жителям города. Телефон «Горячей линии» 4-21-88.