Отголоски былого величия. Подвижки есть.
Объект исторического наследия сохраняют энтузиасты.
Некогда село Дроздово было волостным. В нём насчитывалось более 60 дворов. Приход местного храма составлял несколько сотен душ обоего пола. Сегодня лишь восстанавливающийся храм, да пустые глазницы окон школы, которую в зарослях издалека и не увидишь, хотя здание двухэтажное, говорят о том, что здесь бурлила жизнь.
Каменная церковь Воскресения Христова с тёплым Покровским приделом отмечает этой осенью двухсотлетний юбилей. Она строилась 15 лет и была освящена ровно 200 лет назад, осенью 1821 года. Церковь стоит на месте деревянной, упоминаемой с XVIII века. Колокольня пристроена в 1854, ограда – в 1861 году.
В советское время церковь ненадолго закрывалась во время Великой Отечественной войны, затем снова открывалась. Службы продолжались до начала 1960-х годов. После ликвидации в 1974 году села Дроздова и окрестных деревень (относящихся к дроздовскому приходу) дома были перенесены в Китово, Петрилово. В те годы установка руководства страны на переселение из неперспективных населённых пунктов на центральные усадьбы колхозов и совхозов выполнялась неукоснительно. Кто-то из жителей Дроздова перевёз свои дома в город, в окрестные сёла и деревни. Остатки строений сгребли бульдозером в близлежащую заболоченную низину, что располагалась рядом со школой. Вскоре село стало именоваться на картах урочищем, и ни одного дома в нём не осталось.
В Воскресенской церкви Дроздова с 1841 по 1853 годы служил священником Владимир Васильевич Цветаев – отец Ивана Владимировича Цветаева (основателя Музея изящных искусств в Москве, сейчас Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) и дед русской поэтессы Марины Цветаевой. Владимир Васильевич воспитал четверых сыновей – Иван (профессор истории, основатель Музея изящных искусств), Дмитрий (профессор истории московского университета, один из основателей российского государственного архива древних актов и его первый директор), Пётр – священник, Фёдор – видный педагог.
Вместо двух отдельных деревянных храмов (Воскресенского и Покровского) в 1821 году построен один каменный. К Воскресенской церкви была приписана кладбищенская Вознесенская каменная церковь, которая ныне уничтожена.
Местность вокруг храма пользуется у чёрных копателей большой популярностью. Там всегда можно найти старинные монеты, обломки предметов церковной утвари, обрывки окладов икон. Любят возле церкви читать свои стихи шуйские поэты из литературных объединений «Подсолнух» и «Родник», которых я встречал там не единожды. Очевидно, благодатная энергетика этого места позитивно влияет на творчество.
Сейчас церковь и бывшая сельская школа стоят в поле, на перекрёстке дорог – бывших сельских улиц. Рядом – дроздовское кладбище, хотя и закрытое, но захоронения всё же проводятся. На кладбище похоронены родственники поэта серебряного века Константина Бальмонта. В конце 1990-х годов тёплая часть храма была отделена стеной, установлена печь, регулярно проводились службы. Сейчас храм приписан к Шуйскому Преображенскому храму (в Мельничном). Служба проводится один раз в год в праздник бывшего села Дроздова.
На кладбище, расположенном в полусотне метров от храма, и поныне проводятся захоронения, о чём уже писалось выше. А вот на кладбище возле самой церкви царит запустение. По грунтовой дороге, ведущей к селу от окружной трассы, можно проехать лишь в сухое время года. Чуть лучше дорога, ведущая в Дроздово из Петрилова. Но и по ней проехать в распутицу невозможно.
Несколько лет назад известный шуйский предприниматель Михаил Бальмонт попытался хоть как-то отремонтировать дорогу от трассы на Иваново до села Дроздово, построенную ещё в советское время. Восемь большегрузов привезли по 30 тонн гравия каждый. Была произведена подсыпка. Потом Михаил Юрьевич долго добивался грейдирования этого участка. Однако сегодня, даже летом, в сухую погоду, проехать в Дроздово можно только на тракторе или на внедорожнике. Лесовозы разбили все старания предпринимателя в пух и прах: гравий «утонул» в грунте и от него практически не осталось и следа.
Что касается церкви, благословение на ремонт Михаил Бальмонт получил семь лет назад, и с 2014 года храм Воскресения Христова потихоньку восстанавливается, преображается.
У стен церкви установлены на больших многотонных валунах памятные доски с именами уроженца села Ивана Владимировича Цветаева, священника церкви Николая Ивановича Ставровского, прадеда известного в Шуе краеведа Евгения Ставровского, предка Михаила Бальмонта – штабс-капитана Константина Ивановича Бальмонта…
Предприниматель успел вовремя. Ещё бы год-два, то своды храма рухнули бы от ветхости. И сегодня проблем с ремонтом немерено. Я не буду подробно перечислять, какие именно виды работ произведены, скажу лишь, что крыша, водостоки, маковка с крестом, обновлённая колокольня – радуют глаз. Понятно, что хотелось бы закончить ремонт-реставрацию храма быстрее, но желающих помочь Михаилу Юрьевичу в этом благом деле, как финансово, рабочими руками, так и стройматериалами, к сожалению, не так много.
Даже в департаменте, отвечающем за культурное наследие и туризм, помочь благоустроить это место и подъездные пути к нему не торопятся. А ведь ещё в 2009 году урочище Дроздово, вернее, часть территории села, внесена в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как «Памятное место, где стоял дом, в котором родился русский искусствовед И. В. Цветаев». До сих пор это место на местности не обозначено. Никак.
Хотя, как выявленный объект культурного наследия, это место должно быть не только обозначено на картах и внесено в справочники, но и на повороте к селу с трассы Шуя – Иваново должен стоять информационный дорожный указатель. Сколько ни бился Михаил Юрьевич по поводу установки аншлага, воз и ныне там…
Вот и возникает извечный русский вопрос: останемся ли мы Иванами, не помнящими родства, или всё же будем чтить своих знаменитых предков, земляков, радеть за сохранение исторического и культурного наследия?
А пока лишь единицы, даже из краеведов, знают, где стоял дом Цветаева, как называется дроздовская церковь, да и вообще, где находилось это самое село, названное сегодня обидным словом урочище…
От 9 Июня 2021 года Владимир БАБАЙКИН, член Шуйского краеведческого общества.