Трудный ученик и гений – в одном лице...
Быть рядом, помогать, разбираться со своим ребёнком – наша прямая родительская обязанность и назначение.
Чтобы школа не стала пыткой
Приближается очередной конец учебного года. Уже стало обычным явлением, что родители узнают о проблемах своего первоклассника только в последние дни, когда им предлагают перевести ребёнка в школу 8-го вида. Причина: ребёнок путает буквы, пишет их в другую сторону, не дописывает элементы букв, пропускает буквы в словах, меняет местами, имеет проблемы с чтением (искажает слоговую структуру слова). Без коррекции ребёнок всё больше будет отставать от своих сверстников. Помню случай, когда познакомилась с учеником 4-го класса, который под столом на пальчиках складывал и вычитал. Его познания русского языка и математики остановлены были педагогом ещё во 2-м классе. Именно в то время учитель начала внушать ребёнку, что он тупой, и требовать перевода в специальную школу. Но родители не сдались. Ребёнок смог догнать сверстников. Прошли годы. Здравствуй, колледж! А ведь всё могло бы закончиться печально для будущего студента колледжа и его родителей. Приобретёт ли ребёнок такие психологические проблемы, как неуверенность в себе, низкая самооценка, сниженная социализация и в целом перенапряжение нервной системы, во многом зависит от педагога. Если такого ребёнка «запустить», к 9 годам он достигнет возраста необучаемости. Школа для него станет пыткой.
Кто наполнит пустышку?
Помню, перешли мы в среднее звено системы образования. И завуч каждый день начинала свой урок внушительным громогласным: «Вы – пустышки!»
Самое главное в этом обращении: оно было адресовано сразу всем и указывало на неоспоримый факт. Учитель даже не догадывалась о том, как близка была она в тот момент к истине. Кто-то однажды сказал или только подумал и написал: «Человек – стружка, завернутая вокруг своей пустоты». И вместе с тем – Царствие Божие внутрь нас есть. Святость – это потенциал, возможность. Но для того, чтобы реализовать эту возможность, нужно долго и упорно трудиться, не пугаясь неудач и падений. А если не трудиться, то остаётся лишь пустота, вокруг которой стружкой – вся суета этого мира. Очень повезёт в таких условиях ребёнку, который был выращен в семье с любовью и наделён социальным иммунитетом (базовым доверием к окружающему миру).
Недавно встретила маму ребёнка-дислексика. В индивидуальном подходе ребёнку отказывают. А шансов попасть в специальную школу на 5-й Северной очень мало. Уже в первом классе он узнал в полной мере, что такое унижение. Инициатором оскорблений и обзываний стала первая учительница. Понимаю, с трудом в такое верится. Да просто и не хочется верить. Но когда всё это видишь своими глазами... то не верь и глазам своим.
Однажды попросили меня посмотреть первоклассника. В конце учебного года учительница поставила родителей перед фактом, что в общеобразовательной школе он учиться не может. Я пришла к ним и вижу грустную картину: стоит мальчик, молчит, не подходит, читать, считать, писать не умеет, от общения отказывается... Договорились с родителями, чтобы они настояли на переводе ребёнка во 2-й класс...
Во 2-й класс пришёл ученик, знающий учебный материал с опережением, активный, уверенный. Нужно отдать должное учителю: в первом классе она не внушала ребёнку, что он хуже всех, и самооценка его не была занижена, а учительница признала, что ошиблась. В дальнейшем наш герой занимался в кружках и был заводилой двора.
Начальный путь тернист
Пришло сообщение от бабушки первоклассницы: «В школе теперь царит полное равнодушие. Учитель совсем не общается «вживую» с родителями. Только онлайн, и то только если ученики что-то натворили. И с детьми учитель общается, я так понимаю, в виде предоставления услуги по образованию. Если ребёнок не понял тему урока, ему никто второй раз не объяснит её. К концу учебного года внучка не знает всех одноклассников по именам».
Начало – это говорящее слово, о том, что ребёнок в начале своей взрослой жизни, а именно ответственных поступков, добрых дел и формирования личности. На данном этапе обязательно нужно дать ребёнку сильнейшую поддержку и не оставить его в одиночестве. Как правило, родители расслабляются, отдавая своё чадо на попечение образовательных учреждений. Но если в детском саду мы могли расслабиться, то в школе наша родительская обязанность – помочь ему освоиться в этом социальном учреждении и освоить всё, что предстоит ему изучить на этом коротком начальном пути. Ведь если мы бросим его в самом начале, он не сможет сформироваться уверенной личностью. Говорю об этом с позиции родителя ученицы начального звена. И это не просто слова, а выводы, которые я смогла для себя вынести за эти четыре года обучения. Признаюсь раньше я относилась к этому совершенно иначе, считая, что школа сделает сама, без моего участия, из моего ребёнка человека! Быть рядом, помогать, разбираться со своим ребёнком – наша прямая родительская обязанность и назначение. К сожалению, не все наставники, встречающиеся в школе, поймут, примут и научат ваше чадо. Огромного терпения и понимания вам, родители, не бросайте детей на этом тернистом начальном пути!
Светлана КОЛГАНОВА
Это интересно
Будущий великий изобретатель Томас Альва Эдисон был маленьким, хилым ребёнком. К тому же в детстве он заболел скарлатиной и оглох на левое ухо. Ребёнок рос погружённым в себя и мог часами наблюдать или делать то, на что у обычного ребёнка не хватало бы никакого терпения. Сегодня таким детям врачи часто ставят диагноз «аутизм» и тем самым приговаривают его на всю оставшуюся жизнь. Правда, тогда и слова такого не знали. Его придумали тогда, когда Эдисону было 64 года.
Уже через несколько месяцев после того, как родители сдали Томаса в школу, он принес домой письмо от учителя. Мама зачитала сыну письмо вслух, со слезами на глазах: «Ваш сын – гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».
Через много лет после смерти матери (Эдисон к тому времени уже был одним из величайших изобретателей века), он однажды пересматривал старые семейные архивы и наткнулся на это письмо. Он открыл его и прочитал: «Ваш сын – умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома».
Эдисон прорыдал несколько часов. Потом записал в свой дневник: «Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребёнком. Благодаря своей героической матери, он стал одним из величайших гениев своего века».