year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Князь Пожарский и Шуя - «Местный спрос»

Князь Пожарский и Шуя

Факт пребывания на шуйской земле освободителя Москвы подтверждали два известных краеведа – Владимир Борисов и Иван Лядов.

Князь Пожарский и Шуя

Иван Лядов, соратник Владимира Борисова по поискам исторических архивов прошлого, активно занимался поисками письменных источников времён смуты, когда собирали ополчение против засилья «пшекающих» панов в нашем крае. Лядов опубликовал во «Владимирских губернских ведомостях» в 1874 году две «Платёжные росписи в получении с Шуи с торговых людей пятинных денег 1616 года». Росписи датированы 17 июля и 29 августа (по старому стилю). Вот о чём в них сообщается:

– Лета 1616 года июня в 17 день по государеву цареву и великого князя Михаила Фёдоровича всея Руси указу, власти: боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский да дьяк Семён Головин взяли служивым людям на жалованье с Шуи с посаду с торговых людей пятинных денег шестьдесят один рубль восемь копеек денег…

Во второй росписи (от 29 августа) в перечне властей прибавился дьяк Андрей Вареев, изменилась на 68 рублей сумма налога и добавился в перечне сбора денег Шартомский монастырь (пять рублей).

Факт пребывания в Шуе Дмитрия Пожарского упомянут также и в «Писцовой книге города Шуи 1629 года», изданной шуйским краеведом В. Борисовым. Там чёрным по белому написано, что в Шуйском посаде был «двор боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского». Конечно, вероятность того, что дом сохранился, ничтожна мала.

Наши власти мечтают сделать Шую центром туризма. Вот она, историческая зацепка. Вот он, козырь. Ведь едут же посмотреть Ясную Поляну, Болдино, Константиново и даже Шушенское. Так чем мы хуже? Не сможем организовать инсталляцию, создать музей той эпохи? Пожарский – не Бальмонт, у которого даже родственник в Шуе проживает, но тоже фамилия, тоже бренд. Причём бренд, неразрывно связанный с нашим городом через Василия Шуйского.

Напомним, что именно при Василии Шуйском князь Пожарский стал заметным деятелем в политике того времени и до самого последнего дня правления Шуйского оставался верен царю. Такое усердие Василий Шуйский отметил пожалованием верному боярину вотчины в Суздальском уезде. И когда князю Пожарскому предложили поддержать Михаила Скопина-Шуйского как нового правителя Русского государства, князь отказывался изменять присяге. Да и сам Скопин-Шуйский вовсе не демонстрировал желания свергнуть дядю с престола. А после свержения Василия Шуйского в 1610 году князь Дмитрий Пожарский не признал власть семибоярщины и решения московских бояр призвать на престол сына польского короля Сигизмунда III Владислава, возглавив вскоре Первое ополчение и начав борьбу за освобождение Москвы от поляков.

Владимир БАБАЙКИН, член Шуйского краеведческого общества.

Наша справка

Лядов Иван Матвеевич (18 января 1814, Шуя – 2 декабря 1882) – исследователь Шуйской истории, археологии, этнографии и статистики, купец, помещавший в разных изданиях по преимуществу исторические, археологические и экономические статьи, из которых более известны:

Родился в небогатой мещанской семье г. Шуи. Род Лядовых упоминается ещё в писцовых книгах, составленных Афанасием Вековым в 1629 году, где «значатся в Шуе на посаде два брата Фёдор да Иван Леонтьевы, дети Лядовы». У Лядовых были мельница и магазин. У И.М. Лядова была торговля, основанная ещё его отцом Матвеем Аверкиевичем. У самого Ивана Матвеевича было пятеро сыновей, одним из которых и был Иван Иванович Лядов, друг писателя Чехова. Умер Иван Иванович в 1913 году. Иван Иванович выведен в рассказе Чехова «Салон-де-Варьете», («Зритель», 1881, № 11) вместе с Федором Ильичом Гундобиным и братом Чехова Николаем. В рассказе все они названы по имени.

Иван Матвеевич успешно закончил приготовительный класс и два класса в Шуйском двухклассном уездном училище с Похвальной грамотой. Не получив никакого специального образования, он, благодаря природному своему уму и любви к древности и чтению, самообразовал себя. Он знал в совершенстве Шуйский край этнографически, статистически и исторически. Одновременно он изучал заводское, фабричное и хрустальное производство, а равно и рукоделия, и ремесла.

Лядов был неутомимым собирателем актов, касающихся шуйского края. Литературная деятельность Лядова началась с 1848 г., когда он стал помещать во «Владимирских губернских ведомостях» свои статьи по разным отраслям (числом до 200). В 1861 г. он был выбран в действительные члены губернского статистического комитета, и труды его по статистике были удостоены тремя золотыми медалями, а ранее, в 1859 г., за сочинение о рукоделиях, ремёслах и промыслах жителей Шуйского уезда он был удостоен Императорским вольно-экономическим обществом золотой медали и премирован тридцатью червонцами.

Вместе с П.И. Гундобиным он был последователем В.А. Борисова. Составил историческую и современную записку о городе Шуе (М., 1863). Будучи корреспондентом «Голоса» и «Москвитянина», он не пропускал ни одного явления, выходящего из ряда обыденной жизни г. Шуи, чтобы не огласить его в печати. Он сочувственно отзывался обо всех новых реформах и считал распространение грамотности в народе главной мерой к поднятию его благосостояния. Скончался Лядов в ночь на 2 декабря 1882 г., на 69-м году жизни.

По материалам «Современные Известия», 1882 г.,

№ 339. – Д. Д. Языков, «Обзор жизни и трудов покойных русских писателей», вып. II, стр. 31-32.

От 6 Апреля 2021 года Местный Спрос

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий