year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Воспитывая девочек, мы воспитываем нацию - «Местный спрос»

Воспитывая девочек, мы воспитываем нацию

Педагог и писатель Татьяна Грудкина поделилась с корреспондентом "МС" мыслями об особенностях воспитания будущих женщин.

Воспитывая девочек, мы воспитываем нацию

Воспитывая девочек, мы воспитываем нацию

В прошлых номерах «Местного спроса» мы неоднократно поднимали проблемы воспитания с педагогом Татьяной Грудкиной. В частности, речь шла о том, как воспитывать мальчиков. Сегодня мы поговорим о том, как воспитывать девочек. Целую главу своей книги «От первого лица» Татьяна Владимировна посвятила этой теме. Давайте узнаем подробности.

– Татьяна Владимировна, рада встрече, скажите, какая роль отводится женщине в семье и вообще в жизни?

– Великий педагог В. А. Сухомлинский утверждал: «Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин... Там, где у женщин не развито чувство чести и достоинства, процветает нравственное невежество мужчин». А богослов Иоанн Златоуст, считал, что «на нравственности женщин держится весь мир!» Вот вам и ответ.

– Раз роль женщины так высока, то почему мы – слабый пол? Или всё поменялось?

– Как остроумно заметила Фаина Георгиевна Раневская, «женщины – это не слабый пол, слабый пол – это гнилые доски». Действительно, во многих ситуациях женщины берут на себя большую ответственность. Однако это происходит, скорее, от безвыходности и бессилия. Когда рядом нет сильного мужчины, женщине приходится брать власть. А понятие же «слабого пола» связано с религиозным взглядом на проблему. Из-за особенностей своей психики, эмоциональности и нервной возбудимости женщина гораздо слабее перед искушениями, чем мужчина. Поэтому она считается «немощнейшим сосудом».

Что такое искушения? Это обстоятельства, располагающие к совершению греха. Женщине, как правило, труднее устоять и не поддаться соблазну. Вспомните, что именно Ева поддалась на лукавые речи змея-искусителя.

– Почему же говорят, что «сила женщины – в её слабости»?

– В этом выражении чувствуется лукавство и подмена понятий, стремление к манипулированию людьми. Женщина должна быть не слабой, а женственной: доброй, заботливой, отзывчивой, ласковой. Согревать, утешать, поддерживать, вдохновлять – вот к чему она призвана.

– На что же делать упор родителям при воспитании девочки?

– Я поддерживаю идею раздельного образования, как до революции, когда были мужские и женские гимназии. За 20 лет работы с детьми я поняла, насколько важно сейчас воспитание. Это наиважнейшая стратегическая задача государства! Подняли оборону – давайте поднимать образование! Какой прок в военной мощи, если народ изнутри разлагается? Посмотрите, в какой страшной нравственной западне оказались сейчас наши девочки, а с ними – и все мы! Мы поражены грехом – сильнейшим духовным вирусом. Страсти разлагают души и делают человека несчастным. Неслучайно слова «страсть» и «страдание» имеют общий корень. Это только «обёртка» у страстей привлекательная, а внутри – яд замедленного действия. Если пойти на поводу у своих низменных желаний, дело кончится полным духовным опустошением и отвращением к жизни.

– А что может стать для ребёнка «духовным противоядием» против вируса страстей?

– Таким противоядием может стать великая русская культура, которая зиждется на непоколебимом камне православной веры. Дети, особенно в подростковом возрасте, нуждаются в идеалах и высоких образцах. Это вам скажет любой педагог. Важно не упустить момент, когда душа ребёнка жаждет великого. И наглядные примеры будут важнее тысячи слов. Если показать, как жили их благочестивые предки, то это непременно западёт в душу. Когда я рассказываю о 12-летней Марусе Багрянцевой, которая вместо отца несла боевую вахту на маяке Святой Нос, у детей просыпается неподдельный интерес. Или наворачиваются слёзы, когда они узнают о подвигах 16-летней сестры милосердия Даши Севастопольской и стюардессы Нади Курченко, которой было всего-то 19 лет. Таких примеров в истории – великое множество, и мы, педагоги, должны о них рассказывать.

– Приходилось не раз слышать, что православная девушка – это юбка до пят, платок на глаза и вообще что-то бесформенное…

– Это ложный стереотип! Девочки есть девочки: они все хотят быть красавицами. В православной школе мы устроили профессиональную фотосессию в русских костюмах и платках. И назвали проект – «Русская красавица». Интерес был колоссальным! Здесь были и индивидуальные портреты, и жанровые сценки, съёмка в зале и на улице. Главное, что девочки увидели: можно достойно выглядеть и быть красивой в закрытой одежде и с покрытой головой.

– В чём главное женское достоинство?

– Достоинство женщины складывается из трёх составляющих: женское, человеческое и профессиональное. Женское достоинство реализуется в семейных обязанностях: быть женой и матерью, хозяйкой дома. Быть замужем – это очень важно. Вот как писала об этом святая императрица Александра Фёдоровна: «Каждая верная жена проникается интересами своего мужа. Когда ему тяжело, она старается подбодрить его своим сочувствием, проявлениями своей любви. Она с энтузиазмом поддерживает все его планы. Она не груз на его ногах. Она – сила в его сердце, которая помогает ему делаться всё лучше».

– А какие примеры мы встречаем сейчас?

– Один мой шуйский знакомый поделился разговором с 6-летним мальчиком. На вопрос, как зовут его маму, ребёнок сказал: «Сволочь. Так папа её всегда зовёт». Случай – не исключительный. В семейной жизни избежать обид и ссор очень сложно. Полезным может стать, например, признание актрисы и певицы Виктории Макарской: «Вот говорят: слушайтесь мужа. Но как слушаться, если точно знаешь, что он неправ? А как же благодать Божия? Даже если муж неправ, православная жена должна проявить смирение и его послушаться, и тогда Господь, видя это смирение, обратит непростую ситуацию во благо для семьи. Так действует благодать Божия и проявляется сила Божия. Лично я, когда слушаюсь мужа, то всё бывает хорошо».

– Женщине достаточно быть хорошей хозяйкой или нужно совершенствоваться интеллектуально?

– Для девочки очень важно научиться вести хозяйство и дом. Как справедливо сказано в одном фильме, «погода в доме полностью зависит от хозяйки. Если хотите жить в счастливой семье, идите на кухню с улыбкой и готовьте с радостью, и награда не замедлит себя ждать. Муж и дети вприпрыжку будут бежать домой, где тепло, чисто и вкусно пахнет».

Я уверена, что о каждом человеке у Бога собственный замысел. У кого-то полнота жизни ощущается именно в семье, в кругу супруга и детей. Кому-то дан большой ум, и его тоже нужно применить. Важно рассмотреть всё это в ребёнке, чтобы дать раскрыться, только тогда он будет доволен этой жизнью, не будет чувствовать пустоты и ущербности. Но при всём этом надо сохранить и реализовать своё женское естество – быть женой, мамой, хозяйкой.

– С какого возраста нужно начинать воспитывать девочку?

– С нулевого! Ещё до наступления беременности девушке стоит задаться, хорошим ли примером она будет для своей дочери? Родители должны чётко понять: дети берут с них пример, осознанно или неосознанно, и со временем станут такими же.

– Нужно всегда быть доброй и ласковой с детьми?

– Родители часто боятся быть добрыми даже в своей семье. Я как-то попросила ребят из начальной шклы описать своих мам с помощью прилагательных в превосходной степени. Практически все сообщили, что мама у них «самая красивая», «самая умная», даже «самая сильная». И лишь единицы назвали свою маму «самой доброй». Получается, что детям не хватает родительской ласки.

– А женщине-учителю нужно ли быть доброй и ласковой?

– Я уверена, что и учителя должны быть добрыми и неравнодушными. Уже упомянутый мной В.А. Сухомлинский прямо призывал педагогов: «Не бойтесь быть ласковыми с детьми!» А как ещё научить хорошему, если не через добро и ласку? «Кто не может взять лаской, тот не возьмёт и строгостью». Это сказал Чехов – глубокий знаток человеческих душ. Именно с любимых учителей дети «считывают» образцы поведения. Когда в СМИ поднимаются споры о том, имеет ли право молоденькая учительница выставлять в соцсетях свои пляжные и будуарные фотографии, мне становится страшно. Нет, не имеет! В противном случае, лишается морального права учить детей. Она потеряла уважение, а стало быть, и авторитет. Потому что авторитет – это нравственная недосягаемость учителя для ученика.

– Какова роль отца в воспитании девочки, когда браки распадаются и воспитание ложится на плечи матери?

– Замечательный вопрос, очень актуальный! Пример и авторитет папы для девочки – крайне важен. Когда мужчина уходит из семьи, он должен чётко осознавать, что мужем он, хотя и не является, а вот отцом остаётся навсегда. Вот такой исторический пример. Наталья Дмитриевна Фонвизина, в девичестве – Апухтина, жила в XIX веке, и была единственной дочерью у родителей, мечтала уйти в монастырь. Но когда отец попал в долговую яму, она пожертвовала собой – вышла замуж за одного из его кредиторов. Причём, сделала это добровольно! Вот какие отношения связывали раньше отцов и дочерей!

– На плечах женщины, действительно, держится мир?

– Знаете, в каждом человеке есть склонность ко злу. Но в каждом из нас есть и образ Божий. Надо через воспитание развить добрые задатки и свести к минимуму греховные наклонности человека. И тогда, с помощью Божией, наши девочки воплотят в себе лучшие женские добродетели: будут верными, добрыми, послушными, целомудренными, мудрыми, заботливыми. Как следствие, и всё наше общество изменится к лучшему. Потому что, «воспитывая девочку, мы воспитываем нацию».

Беседовала Тамара БЕЗМЕНОВА. Фотографии предоставлены Татьяной Грудкиной.

От 19 Января 2021 года Местный Спрос

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий