Проще купить, чем сконструировать?
Педагог дополнительного образования ДООСЦ уверен, что развивать в ребёнке тягу к изобретениям необходимо.
Я беседовал с педагогом дополнительного образования из ДООСЦ Виталием Николаевичем Мировых, который более четверти века занимается судомоделизмом с детьми, в преддверии Дня детских изобретений. Под руководством Виталия Николаевича ребята изобретают системы, конструкции, агрегаты и прочие полезные и очень непростые по конструкции новинки. Своими мыслями о кружковой работе, о том, как развить в ребёнке тягу к изобретениям и вообще о детском творчестве, Виталий Николаевич Мировых поделился с читателями «Местного спроса»:
– Начинал я работу с детьми на Станции юных техников, и вот уже много лет веду кружок «Юный техник» в ДООСЦ. Имею среднее специальное образование – радиомонтажник. А занимаемся мы и судомоделизмом, и авиамоделизмом, и автомоделизмом. Военно-патриотический клуб «Паруса надежды» – тоже моё детище. Кстати, двое выпускников клуба поступили в судостроительные вузы, один – в Суворовское училище.
Сегодня, к превеликому сожалению, творчество прельщает детей гораздо меньше. Всё есть в интернете, «изобретать велосипед» у ребят большого желания нет. Они считают, что проще купить, чем конструировать, а потом ещё паять, лудить, выпиливать, склеивать, шлифовать и прочее. Например, радиоуправляемая модель танка для танковых батлов стоит около 11 тысяч рублей. Многие родители могут себе позволить такую покупку.
К нам приходят дети с навыками сборки моделей из конструктора «Лего», лепки чего-нибудь из пластилина. Моя задача как педагога – найти грань и «заразить» ребёнка творчеством. Проблема в том, что в нашем городе многие предприятия не работают. И потому обрезки, отходы, прочие нужные для творчества материалы, то, что раньше нам отдавали в достаточных количествах бесплатно, теперь приобрести практически невозможно. Остаётся одно – купить. Вариант рыться по свалкам, естественно, я исключаю как неприемлемый.
В нашем кружке детям приходится на каждом занятии что-то изобретать. Чтобы вставить, скажем, в судовую модель радиоуправление, ребёнок должен мыслить творчески. Приведу пример: модель подводной лодки «Александр Невский» должна погружаться на глубину и нормально функционировать, но для этого столько всего надо придумать! Но, кроме этого, иметь и навыки чисто практические – вырезание ножницами, выпиливание, выжигание, работа на сверлильном станке… С помощью так называемой «горячей струны» из плотного пенопласта мы вырезаем детали корабля. А популярные нынче беспилотники – это изобретение моделистов. То же и с квадрокоптерами.
А вообще-то судомоделизм – это спорт. Однако нам соревноваться в нашем городе и округе не с кем. В декабре 2020 года традиционного ежегодного областного слёта юных техников-изобретателей не было по известным причинам. Поэтому пропадает интерес у детей. Но мы всегда выходили из положения – ездили в другие регионы, несмотря на то, что это удовольствие не самое дешёвое.
А принцип занятий в нашем кружке можно сформулировать так: любая, даже самая неказистая модель, сделанная своими руками, лучше для ребёнка, чем купленная в магазине дорогущая китайская игрушка.
Спрашивал Владимир БАБАЙКИН.