year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Шуйские корни Никиты Михалкова - «Местный спрос»

Шуйские корни Никиты Михалкова

Село Воскресенское-Сергиево открывает свои тайны, не такие уж загадочные для пытливого ума.

Шуйские корни Никиты Михалкова

Шуйские корни Никиты Михалкова

Никита Михалков и земля шуйская

Пишу к тому, чтобы растолковать непонятный лично для меня интерес известного российского кинорежиссёра и актёра Никиты Михалкова к земле шуйской. Никита Сергеевич бывал в наших краях неоднократно. Откуда такое пристальное внимание столичного жителя к русской глубинке? Профессиональное? Само собой. Но не только, как оказалось. Есть ещё нечто семейное, что, несомненно, связывает Никиту Сергеевича и православную Шую. Это родовые корни, в ветвях которых переплелись между собой несколько веков назад фамилии Михалковы и Шубины.

Да, Александра Николаевна Шубина, основательница Воскресенско-Феодоровского монастыря в селе Сергеево, и Никита Сергеевич Михалков – родственники. Соединение двух старинных дворянских родов произошло шесть поколений назад. Женитьба Владимира Михалкова на Елизавете Шубиной в стародавние времена не вызвала удивления у знатных столичных вельмож. И тот, и другой род славились знатным происхождением. Михалковы были в родстве с первым царём династии Романовых Михаилом Фёдоровичем. А представитель рода Шубиных, Алексей Никифорович, благодаря службе в должности ординарца при цесаревне Елизавете Петровне, обеспечил своё потомство значимым положением. За верность царю и Отечеству отблагодарили Шубиных и должностями, и привилегиями, и достатком. У Владимира и Елизаветы Михалковых родился сын Сергей, который и стал зачинателем династической ветви Михалковых-Шубиных. И через три поколения в этом роду появился известный советский писатель Сергей Михалков, а затем и Никита Михалков.

Вот такая кровная история, связывающая Михалковых с одним из монастырей Шуйских. Александра Николаевна – внучка Петра Шубина. А Никита Сергеевич – пятый представитель династии Михалковых-Шубиных. Так что защита православных ценностей в публичных выступлениях Никиты Сергеевича – не дань моде, а изнутри, по убеждению.

Печальная судьба Воскресенского храма

О нашем Сергеевском монастыре наверняка хоть раз в жизни слышали все жители нашей области. Но не все знают, почему у Сергеевской обители двойное название – Воскресенско-Феодоровский монастырь. Оказывается, в нашем древнем селе существовала когда-то церковь Воскресения Господня. Храма этого давно уже нет. И кто бы знал о нём, не сохранись память в названии монастыря! Больше того, и село наше Сергеево, вернее – Сергиево, стало, благодаря церкви, называться Воскресенское-Сергиево.

Ранее мы писали, что в начале своего становления Воскресенско-Феодоровский монастырь, обустроенный в селе благочестивой ярославской помещицей Александрой Николаевной Шубиной (1816-1897 гг.), зарабатывал не только иконописью, но и фотографией. Так вот, на одном из снимков общего монастырского комплекса отчётливо виден храм, которого на сегодняшний день в Сергееве нет. На фото большая церковь и колокольня находятся справа за стенами монастыря. Можно предположить, что отпечаталась ныне действующая церковь Михаила Архангела, а монастырская стена была на момент съёмки недостроенной. Но это заблуждение. На фотографии запечатлена именно Воскресенская церковь. Она утрачена. Какая история связана с этим храмом? Почему у этого храма, не в пример всем сохранившимся монастырским постройкам, такая печальная судьба?

Село Сергеево относилось к приходу Телешовского погоста. Погост этот, в зависимости от престола, именовался то Воскресенский, то Сергиевский, то Ильинский. В середине XVI века строительством и обустройством деревянных церквей активно занимался тесть Ивана Грозного – Собакин. В конце XVII века упоминается наличие в погосте уже двух храмов: основного – во имя Пророка Илии и второго, на реке Тезе – во имя Преподобного Сергия Радонежского. И этот факт легко объясняет название села. Но деревянные строения того времени то гибли в огне разорения и пожаров от польско-литовских набегов, то ветшали от времени и разрушались. Так получилось, что к началу XVIII века приходского храма в селе Сергиево не было. Из ряда источников следует, что в селе имелся только домовый храм помещиков Марковых. Но помещику Маркову, владевшему обширными землями и центральной усадьбой в Сергиеве, был необходим большой приходской храм, поскольку его владения были разбросаны по разным берегам Тезы и относились к разным приходам. Епархия дала добро на возведение такого храма.

Но начавшееся строительство Воскресенской церкви омрачалось соседскими разборками. Дело в том, что Марков храм возводил, в том числе, и на землях прапорщика Колокольцева. Захват чужой земли объяснялся законным требованием. Незыблемое правило гласило, что приходские церкви должны были строиться на определённом расстоянии друг от друга. А ближайшей отправной точкой был храм Михаила Архангела в селе Архангельское (ныне – Красноармейское).

Прапорщика Колокольцева такой вариант не устроил. И он написал жалобу в Святейший Синод о том, что помещик Михаил Марков «самовольно сломал дворы его крепостных крестьян». Иван Колокольцев был весьма беден и других деревень не имел, поэтому продолжение стройки стало для него ударом. Оказавшись на грани разорения, Колокольцев вновь обращается с жалобой в Синод, и строительство приходского храма в Сергиеве замораживают. Но в 1740 году строительство столь нужного селу объекта, как большой приходской храм, возобновили. И двухъярусный тёплый храм Воскресения Христова возвысился над Тезой. Называться село стало Воскресенское-Сергиево. Чуть позднее с западной стороны к храму пристроили и колокольню с семью колоколами.

Храм возвели величественный, украсили богато и неповторимо. Эксперты из Санкт-Петербурга отмечали редкого вида резьбу позолоченного иконостаса. Первый этаж предназначался под семейную усыпальницу. На втором этаже совершали богослужение. Там же находились святыни. Одна из них – особо почитаемая. Это привезённый из Иерусалима Александром Шубиным покров с Гроба Господня с патриаршей печатью. Другая ценность – чудотворная икона Феодоровской Божией Матери. Этот образ – точная копия знаменитой Феодоровской иконы в Костроме – являлся родовой реликвией Шубиных. Сохранилось предание об исцелении благодаря данной иконе крестьянки, страдавшей глазной болезнью. От иконы исходило чудесное благоухание и слышалось неземное пение без церковной службы. Именно Феодоровская икона Божией Матери дала вторую часть в названии монастыря.

Однако в 30-е годы XX века храм исчез с лица земли. Можно предположить, что он был сожжён. Его давно уже нет, а отголоски его существования терзают воображение людей до сих пор. На месте порушенной церкви, то есть на месте земель того самого Колокольцева, прозванных в народе Палёными, в советское время появились небольшие деревянные домики на четыре семьи для сотрудников техникума.

Население нарекло этот сельский микрорайон – «на костях», потому что до Революции при храмах хоронили почётных прихожан. Нетронутым среди прочих захоронений остался лишь некрополь Марковых-Шубиных, обустроенный на первом этаже Воскресенского храма. Во всяком случае, в 70-х годах прошлого столетия, по рассказам сельчан, при замене ЛЭП в полую яму провалилась колесом машина. Очевидцы происшествия из местных жителей, спустившись в провал, обнаружили помещение и кирпичную кладку, препятствующую дальнейшему проходу. Оставили, как есть, ничего не нарушая.

В склепе покоятся Марковы: Соломон Михайлович с супругой Анной Леонтьевной, его сын Михаил и внук Никанор. А также мать, брат, сестра и зять Александры Шубиной: Михаил Николаевич и Анна Михайловна, урождённая Маркова, Обтяжнова Анна Николаевна, урождённая Шубина, и Обтяжнов Василий Николаевич.

Сегодня место склепа огорожено и над ним разбит монастырский сад…

От 24 Ноября 2020 года Любовь СМИРНОВА

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий