Башню сносят?
Решается судьба памятника архитектуры на железнодорожном вокзале Шуи.
Благодарим читателей, сообщивших о демонтаже водонапорной башни, и сообщаем, что данное сооружение на было в поле внимания «МС», начиная с момента, когда пошли слухи о неизбежном её демонтаже. Проще говоря – сносе.
В апреле 2018 года в нашем материале об этом уникальном архитектурном памятнике истории и культуры выражалась надежда на сохранение башни в качестве неотъемлемой части всего архитектурного ансамбля железнодорожной станции «Шуя». Тем более что на огромном пространстве Северной железной дороги таких сооружений, по сути, уже не осталось.
Высказывались тогда и мысли о дальнейшем использовании башни (разумеется, после её реконструкции) в виде музея воды или музея гидротехнических сооружений…
Очевидно, в ближайшее время башня будет всё же демонтирована. И решение о её демонтаже принималось в самых высших инстанциях не только Ярославской дирекции Северной железной дороги, но и в президиуме правления «РЖД».
Теперь – о доводах всех главных и очень весомых причин, послуживших основанием для решения демонтировать башню.
Во-первых, тщательный анализ результатов экспертизы, проведённой в соответствии с нормативами безопасности движения по железным дорогам, показал высокую степень риска непредсказуемого обрушения башни. Она простояла более 150 лет, при максимальном сроке безопасной «жизнеспособности» в 120 лет. То есть уже 30 лет, как башня просто ветшает. Авария, которая произошла на ней полвека назад, в 60-х годах, вызвала решение о её функциональном закрытии. Швеллера-стяжки с восточной и западной сторон сооружения на значительное время продлили срок её существования. Но вибрации от проходящих в опасной близости от массивного бетонно-кирпичного здания водонапорной башни, частотность движения поездов, в том числе, и сверхтяжёлых грузовых составов, - всё это создаёт критическую массу опасностей и способно привести к серьёзной аварии и человеческим жертвам.
Во-вторых, по словам специалистов надзорных органов ОАО «РЖД» по гидротехническим сооружениям, произошедшая несколько лет назад авария (обрушение подобной башни на железнодорожные пути) ускорила процесс инспектирования и контроля всех аналогичных конструкций на территории России. Что и привело к безальтернативному решению о сносе башни в Шуе…
Лично мне, как человеку, вся эта ситуация, как и вам, дорогие наши читатели, причиняет, действительно, боль и горечь от чувства невосполнимой потери этого памятника архитектуры. Однако с перечисленными доводами я не могу не согласиться – мы просто не имеем права подвергать опасности жизнь людей. Жизнь дороже любой, даже самой замечательной идеи сохранения памятника архитектуры.
И, кстати, расстояние от башни до бортов вагонов проходящих мимо поездов – минимальное, 60-70 сантиметров. А скоро, после неизбежной электрификации нашего участка пути («Ласточка» будет ходить без помощи «тягача» – тепловоза), это расстояние сократилось бы до…30 сантиметров.
Официально
В связи с сообщениями о планируемом демонтаже водонапорной башни на станции Шуя, Северная железная дорога сообщает, что снос башни не планируется. СЖД – филиал ОАО «РЖД» поддерживает сохранение исторического облика железнодорожных станций. На станции Шуя в настоящее время продолжаются работы по реконструкции исторического железнодорожного вокзала, являющегося объектом культурного наследия. Водонапорная башня не включена в перечень объектов культурного наследия и памятников архитектуры. Решение о её дальнейшем использовании будет приниматься с учётом мнения органов власти и потенциальных инвесторов при условии обеспечения безопасности движения поездов.
Отдел по работе со СМИ службы корпоративных коммуникаций СЖД по запросу «МС».