year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Живой звук эпохи застоя… - «Местный спрос»

Живой звук эпохи застоя…

«Золотой век» культурных завоеваний Шуи может вернуться. Было бы желание.

Живой звук эпохи застоя…Живой звук эпохи застоя…Живой звук эпохи застоя…Живой звук эпохи застоя…

В конце 60-х и в 70-е годы в Шуе были всего две летние танцевальные площадки: в горпарке и в Павловском саду. Зимой мест для танцев под живой звук ВИА было немного больше: в том же Павловском, в гортеатре, в офицерском клубе, клубе фабрики «Шуйский пролетарий» на пл. Революции. Молодёжь города с нетерпением ждала выходных, чтобы сходить на танцы подвигаться и послушать хиты в исполнении местных ВИА. Исполнители, играющие на танцах, как и ансамбли в целом, были великолепные, не любительские, а почти профессиональные. Слава Колобов, Коля Пряженцев, Валера Гужов, Женя Кулёв – имена этих ребят из «Павловского» знали многие шуяне, хотя сам ансамбль поначалу не имел названия.

В 1974 году Ивановский обком ВЛКСМ объявил конкурс среди ВИА области. В Шуе под эгидой комсомола провели свой городской конкурс, который назвали «Радуга», разработали положение, разослали приглашения. Из шуйских ансамблей участвовал в смотре-конкурсе, в том числе, и ВИА из Павловского клуба, взявший себе имя по названию конкурса – «Радуга». Руководил тогда этим коллективом Евгений Полетаев. На сцене ГДК выступили также ВИА «Импульс» от завода «Радиоприбор» (худрук Вадим Бабайкин) и ансамбль «Красные маки» из ШГПИ им. Д. Фурманова, который возглавлял Юрий Калиберда.

Следует отметить, что ВИА «Радуга» несколько лет подряд занимал в городском конкурсе исключительно первые места. Да и количество самих участников конкурса вокально-инструментальных ансамблей «Радуга» росло быстро. Подключился, например, ансамбль из городского парка культуры под руководством Валерия Зубкова, появились участники из Перемиловского и Китовского ДК. Вскоре заявил о своём участии в «Радуге» и ансамбль завода им. Фрунзе. Ансамбли стали появляться и на других предприятиях города – на суконной фабрике, на маслоэкстракционном заводе. Творческие коллективы заметили в городе и стали приглашать на многочисленные праздники. Многие коллективы гастролировали с концертами по Шуйскому району и за его пределами.

В 1975 году в Шуе открылся новый современный ресторан «Шуя», и ресторанных коллективов в городе стало два. Музыканты из ресторана «Шуя» Юрий Кочетков, Сергей Чесноков, Владимир Веденеев, Александр Ковалёв стали в Шуе популярными и узнаваемыми. Ребята из ресторана «Теза» тоже не сидели сложа руки. Николай Волков, Юрий Теплов и другие разучивали популярные песни, работали над исполнением, аранжировкой, звучанием. Конечно, от оригинала их вокал немного отличался, всё же это не «Дип Пёрпл», не «Лед Зеппелин» или, скажем, «Роллинг Стоунз», но исполнение наших ребят было весьма похоже на манеру Яна Гиллана или Мика Джаггера. Позже шуяне пели песни из репертуара ансамблей «Абба», «Бони М», чем заслуженно покорили шуйскую публику. Исполнение, как отмечают многие из тогдашней молодёжной тусовки, было просто великолепное. Так что в ресторан шуяне ходили не только выпить-закусить, но и послушать песни в исполнении местных ВИА.

Конечно, на конкурсах, в большинстве своём, исполнялись патриотические песни о малой и большой Родине, о дружбе, счастье, любви. Слова песен и мелодии гармонично сочетались и были высочайшего уровня, что резко отличало их от нескладных и бессодержательных стихов и музыки сегодняшнего дня.

Первые два конкурсных года горком комсомола поощрял победителей ценными подарками. На третий год была поставлена цель привлечь как можно больше участников, и светлые головы комсомольских вождей решили за 1-е место премировать коллективы поездками за рубеж, за 2-е – турами по СССР, а получивший третье место коллектив награждался особо ценным подарком. В горком ВЛКСМ тогда поступило беспрецедентное количество заявок на участие в «Радуге», и даже ВИА из техникума и ПТУ не остались в стороне. Правда, и отсев уже на первом этапе был солидный.

И вот коллектив, занявший первое место, в составе поезда дружбы отправился в польский город Лодзь, побратим Иванова. Условие было одно – выступить перед поляками на большой сцене. Наши ребята, естественно, тушевались, немного мандражировали, но в целом у них всё получилось. Справились и с волнением, и с языковым барьером. А зрители были в восторге! Братья Полетаевы, Валькевич, Эверстов, Усов, Бабайкин дали фору ансамблям из других стран социалистического лагеря – ГДР, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Албании, Югославии.

Две недели провели шуяне в Польше. Выступали сами, слушали и смотрели выступления других, общались со своими сверстниками-музыкантами и даже подружились с коллективами популярнейших польских групп того времени «Червоны гитары» и «Скальдове», обменялись фотографиями и сувенирами. Правда, есть одно «но». От аппаратуры, на которой играли иностранные музыканты, у шуян «в зобу дыханье спёрло». Вся техника, усилки, микрофоны, инструменты, микшерские пульты и многое другое – сплошной импорт известных фирм и всемирные бренды. Не то, что в подвале спаянные звукоусилители, микрофоны и самодельные гитары со струнами типа «какие достали, такие и натянули». Эти впечатления, с которыми шуяне по прибытии поделились с земляками-музыкантами, явились заметным толчком к замене аппаратуры ансамблей, к хождению по кабинетам начальников и партийных боссов, чтобы в следующий раз за границей не позорить родную Шую. Подействовало. Деньги на закупку новой музыкальной аппаратуры выделили. Позже, когда наши победители поехали в Венгрию и в Румынию, им краснеть не пришлось. Были наши ансамбли в плане обеспечения аппаратурой не хуже всех.

В 80-е годы в нашем городе появились дискотеки, и живой звук ВИА постепенно прекратил своё существование. Правда, сегодня есть некоторые тенденции к возрождению. Шуяне всё чаще ратуют за то, чтобы в городском парке вновь зазвучала живая музыка ВИА. Поколение 70-х с удовольствием посещали бы такие выступления, а там, глядишь, и молодые подтянутся, ведь в эпоху айфонов и айпадов живой звук, да ещё на свежем воздухе, это, несомненно, новинка. А вообще много чего можно было бы возродить в культурном плане. Я имею в виду праздники хоров, когда на стадионе «Спартак» в 50-60-е годы собирались тысячи горожан, и мотогонки в Дубках, на Танковых горах, и лётный праздник на День авиации… Много всего можно возродить с пользой для подрастающего поколения и для развития туризма.

От 30 Октября 2020 года Владимир БАБАЙКИН, фото из архива.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий