Есть ли причина гордиться профессией учителя?
В День учителя гостем «Местного спроса» стала преподаватель начальных классов школы № 2 Мария Захарова.
– Мария Сергеевна, какие вы, современные педагоги? Роботы или такие же, как в прошлом?
– Знаете, в педвуз я шла за высшим образованием и не связывала своё будущее с профессией учителя. Всё изменилось после первой практики. Открылись глаза – работа с детьми оказалась моим призванием. То есть, не ведая того, с профессией я попала в самое яблочко.
– К сожалению, многие думают, что учить детей – задача неподъёмная, и в педвузы не идут.
– Трудностей, конечно, много. Но все их с лихвой компенсируют дети. Они – чудо! Несмотря на то, что сегодня ученики не засиживаются допоздна за книгой, а проводят время за компьютером, планшетом и смартфоном, они остаются детьми – беспомощными, беззащитными и непосредственными. Они радуются новым знаниям, переживают за ошибки, они открыты к познанию мира. И учитель должен помочь каждому ребёнку освоить эти знания, показать им мир. Другое дело, что методика преподавания изменилась. Но нас достаточно основательно подготовили в университете. Во всяком случае, трудностей с организацией уроков не было. Мне даже больше понравилось самостоятельно вести класс, чем работать в качестве студентки на практике.
– Почему?
– А это уже твой класс, твои дети со всеми их плюсами и минусами... И ты уже в ответе за них! Ты видишь, что они умеют, а чему их нужно научить. Ребёнок пришёл, не умея читать, а через несколько месяцев читает уже бегло. Мы же всегда восхищаемся, например, достижениями строителей. Не было моста – построили! А перед глазами учителя таких грандиозных достижений – целый класс! Есть повод гордиться профессией? Безусловно, есть. Учитель – это огромная, каждодневная ответственность за ребёнка. Без любви к детям ответственность превращается в каторгу и с той, и с другой стороны…
– Вас коллеги из старшего звена критикуют за сюсюканье?
– Но мы не можем иначе! Ведь первоклашки – это вчерашние малыши. Школа не должна быть для них строгой казармой. Но трудности были – это работа с документами. Работать «с бумагами» в вузе не обучают. Помню, как я испортила важный документ – классный журнал, заполнив его неправильно.
– Многие учителя ориентируются на самых сильных учеников и гонят программу во весь дух, теряя по пути половину класса. Как вы решаете эту проблему?
– В школу приходят дети с разным уровнем подготовки, с разными умениями и навыками, да и мотивация у каждого своя. Сильные дети справляются самостоятельно. Они являются направляющими в классе. Главное – им не мешать. А нам приходится ориентироваться на учеников, слабо подготовленных к школе. Им нужно помогать, поскольку не во всех семьях ребят к школе готовят. Основное внимание уделяем именно таким детям, чтобы не было пропасти в знаниях между учениками класса.
– А какие сегодня первоклашки? Что они умеют делать?
– Более половины детей читают, знакомы с прописями, видят строку, умеют отвечать на вопросы. Как правило, эти ребята из семей, в которых на детей обращают внимание. Сегодня от семьи зависит многое.
– Что бы вы сказали о своём самом первом выпуске?
– Могу сказать, что где-то недоработала, что-то недодала, но выпуск не зарубила. Иначе и не могло быть. Со мной всегда были рядом старшие коллеги, которые мне очень помогали. И я хотела бы выразить им свою признательность. Это учителя начальных классов Виктория Александровна Сливина и Людмила Павловна Панфилова. Они для меня – замечательный пример и образец для подражания!