year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Для особенных детей жизненно важно, чтобы отцы их не предавали - «Местный спрос»

Для особенных детей жизненно важно, чтобы отцы их не предавали

Для особенных детей жизненно важно, чтобы отцы их не предавали

Когда рядом с тобой живут семьи, в которых или дети, или родители глухонемые, думаем ли мы о том, а каково им в этом многозвучном языковом окружении? Приподнял завесу тайны житель Шуи Иван Николаевич (имя изменено), рассказавший, как он воспитывал особенного сына, потерявшего слух в младенчестве.

Родился малыш здоровым. По крайней мере, в медицинской выписке из роддома ни слова о нарушениях слухового аппарата не было. Врачебный приговор «полная глухота» поставили Андрюше в девять месяцев, но причина недуга так и осталась неизвестной. «Мы предполагаем, что наш малыш переболел вирусной инфекцией, осложнённой отитом. Но я не исключаю и связь с Чернобылем. Беременность жены совпала с этим событием».

Когда родители узнали о беде, первые мысли были о том, что делать и как быть. В общем, выход, единственно правильный для любящих родителей, был найден – принять ситуацию и перестроить свою жизнь. Отныне сын всегда и везде был рядом с отцом – нужно было знакомить малыша с миром и обогащать его жизнь зрительными впечатлениями. Вдвоём они исколесили всю Россию. Показательно, что так же поступил и отец одноклассника Андрея. Работавший дальнобойщиком мужчина повсюду «таскал» глухонемого ребёнка с собой и обучил всему. Автомобили теперь для его взрослого сына всё: и увлечение, и хлеб.

– Для особенных детей жизненно важно, чтобы отцы их не предавали, – утверждает Иван Николаевич. – Но я знаю случаи, когда отцы уходили из семьи, оставив матерей наедине со всеми тяжёлыми проблемами, болью и слезами.

Впрочем, сложностей в семье, воспитывающей глухого ребёнка, и для двоих с избытком. Первое и самое неприятное – пришлось отказаться от детского сада, и до школы глухому малышу очень не хватало общения с ровесниками. Нет, конечно, дворовая ребятня не исключала больного мальчика из своей команды, но общаться им было трудно. То и дело бегали и просили «перевести» то, что пытался «сказать» Андрюша. Но, подрастая, сын и сам уже избегал сверстников, понимая, что он не такой, как все. И друзей среди обычной детворы у него не было. Замкнутость – страшное состояние. Глухонемому человеку тяжело усваивать абстрактные понятия добра, зла, любви или ненависти. Они думают образами или картинками, даже читают образами, поэтому книги не занимают важного места в их жизни. Когда слышащий прочтёт: «Поёт соловей», он уже представляет мелодию, берущую за душу. Глухому нужно объяснять, что это приятно.

– Малыш постоянно нас спрашивал, когда смотрел фильмы, придумали это, сделали или существует на самом деле? – вспоминает Иван Николаевич. – Неоценимым подспорьем для нас стала Школа глухих детей, ранее существовавшая в городе. Надо сказать, что в Шуе такая школа была изначально. В XIX веке её создали благотворители, а в XXI веке уничтожили структуры власти. Главная задача общества – подготовить глухонемого ребёнка к взрослой жизни, научить его безопасности и обслуживанию себя самого. Педагоги школы помогли преодолеть психологический барьер, который мешал нашему сыну. Андрей понял, что он не единственный, что с глухотой можно жить, не ограничивая себя замкнутым пространством и крохотным кругом близких людей. Обучение в специальной школе – это очень важно. Родители не обладают навыками русского жестового языка, так называемой жестовой азбукой. Обычное общение с нами – это жесты, которые заменяли слова и целые понятия. А глухонемому нужно идентифицировать, как выглядит звук в слове. Только в специализированной школе могли научить методу запоминания звуков. Шуйская школа была отменная, методика преподавания дееспособная. Её загубили. Сегодня объединили и слабослышащих, и глухонемых в одну кучу. Но методики обучения у той и другой категории глухоты – разные. Наверное, считают, что наши особенные дети всё «переживут», и не обязательно следовать науке.

Помогал адаптироваться нашему глухонемому ребёнку и интернат, который располагался на Северных улицах. В школьные годы Андрей наконец-то нашёл себе друзей, с которыми были общие интересы. Они одинаково воспринимают этот мир и общаются. Своя особая среда. Повторюсь, глухонемые дети думают образами. Их речь – как у роботов, не раскрашена эпитетами, поэтому книги не занимают важное место в жизни. Их интерес – фильмы, т. е. действия и картинки.

Новая проблема, как рассказал «Местному спросу» Иван Николаевич, вскрылась в подростковом возрасте – пришла пора влюблённости, а глухонемых среди девушек по природе меньше, чем парней. В классе было 8 мальчиков и всего две девочки. И тут такая конкуренция, борьба за принцесс. И страдания…

– Найти невесту было невероятно сложно, – отвечает на наш вопрос Иван Николаевич. – Но, к счастью, сын женился. Они оба глухонемые, но у них родился совершенно здоровый ребёнок. И как бы они сегодня воспитывали своего малыша без нашей помощи – не представляю! Мы по сей день волнуемся, когда сын с невесткой уезжают. Провожаем, предупреждаем и в поезде, и в автобусе и говорим: «Будьте внимательны и осторожны!». Наш внук любит своих родителей, но между ними – пропасть. Глухонемые родители делают только простые вещи, поэтому говорящему ребёнку гораздо труднее с неговорящими родителями, чем наоборот. Лишённые слуха родители полностью погружены в виртуальный мир: компьютер, планшеты – это их жизнь. Общаются они со всем светом, кроме сына. Поэтому внука воспитываем и готовим к жизни мы.

Наверное, Бог так решил…

От 29 Сентября 2020 года Беседовала Любовь СМИРНОВА.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий