year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Смотри не на лицо, а в сердце - «Местный спрос»

Смотри не на лицо, а в сердце

Смотри не на лицо, а в сердце

Осень – пора свадеб, но в последние годы молодые люди стараются как можно позднее вступать в брак, да и поженившись, быстро разводятся. Статистика разводов не радует, она устойчиво превышает число браков. А ведь так было не всегда. На Руси молодых супругов учили строить семью их родители, и ответственность за судьбу молодой семьи они, более опытные, брали на себя. О роли института сватовства «МС» рассказала педагог, кандидат филологических наук, писатель-публицист, сотрудник православного женского журнала «Славянка» Татьяна Грудкина.

– Татьяна Владимировна, сейчас статистика разводов просто зашкаливает, почему на Руси разводов было мало? К браку относились по-другому?

– Разводов почти не было. На Руси человека взрослого и вне брака представить было невозможно. Одиноким мог быть только вдовец, не пожелавший предавать память о своей жене и до конца жизни остававшийся в одиночестве. Таких людей называли бобылями. Но такое, чтобы с молодости избегать уз брака, было просто немыслимо! Если замечались у человека наклонности к созерцанию, молитве, то его отдавали в монастырь. А во всех других случаях: вырос парень, выросла девка – и всё, нужно вступать в брак и продолжать род.

– Существовали ли какие-то заповеди брака?

– Государство было православным. Есть такое замечательное понятие: симфония властей. Это мировоззренческое единство светской и духовной властей. И рубежа между светским и церковным не было. Церковь брала на себя ответственность присматривать за нравственностью. И поскольку основой жизни являлись заповеди Божии, то на основании святых книг, в том числе и «Домостроя», брак давался мужчине и женщине один. Повторного брака быть не могло. Так мыслят некоторые и в современном мире. Рок-певица Ольга Кормухина, например, говорит: «Двух венцов не бывает». Что она имеет в виду? Когда мужчину и женщину венчают, на их головы надевают короны, то есть венцы. Увенчали тебя однажды – и второго венчания быть не может. Один муж одной жены! Один раз и на всю жизнь! Причём, со всей ответственностью, какая была возможна.

– Правда ли, что спутника жизни на Руси выбирали своему ребёнку родители? Стукнул отец кулаком по столу, мол, только за этого пойдёшь – и всё!

– Правда. И здесь снова речь пойдёт об ответственности. На этот раз – родителей за своих детей. В выборе мужа или жены именно родители играли важную роль. В разводах, а это беда нашего времени, есть доля вины и родителей. В той России, которую мы потеряли, родители брали на себя ответственность за судьбу детей! Они же знают характер, к примеру, своей дочери, знают, к чему она склонна, чего она хочет. И когда «на горизонте» появлялся человек, который подходил бы их дочери, с этим молодым человеком и старались сосватать дочь.

– Хорошо, тогда на чём раньше строился брак, если тебе, скажем так, подбирали вторую половинку вне зависимости, например, от внешности?

– На Руси брак не строился только на чувствах молодых. Влюблённость очень быстро проходит, увидели – влюбились, люблю – жить не могу, а через год всё перегорело. Влюблённость – это всего лишь телесный, физиологический слой. А наши предки строили браки на душевном и духовном уровне. Брак благославлялся Церковью, а значит – Богом.

– Как известно, подбором невест и женихов, помимо родителей, занимались и свахи. Кто она, сваха, что это за профессия?

– Сваха – это не профессия. У современных свах, которые больше занимаются сводничеством, нет ничего общего с теми свахами. Ведь кем была сваха на Руси? К примеру, живут люди в деревне в двадцать дворов, и нет подходящей девушки или подходящего парня. В соседнюю деревню вряд ли дойдёшь – ты от зари до зари на работах. А сваха знала всех в радиусе 50 километров. Знала, что в этом доме девчоночка подросла, а в том – парнишечка. Образ свахи у наших современников отчасти искажён благодаря Александру Островскому, в своих комедиях он представляет сваху как алчную и недалёкую женщину. Но это уже был XIX век, либеральная эпоха – пощёчина Руси. На самом деле свахой могла стать лишь глубоко верующая, воцерковлённая и замужняя женщина, которая давно в браке, у которой большая счастливая семья и безукоризненная репутация. Просто активный человек, как Роза Сабитова, не мог пойти в свахи. Сваха на Руси понимала, что она перед Богом отвечает, соединяя двух людей. Поэтому свахой мог стать лишь человек благочестивый, которого все знали на приходе, человек, который прекрасно понимает психологию и подходит к делу сватовства с верой и чистой душой. А это возможно только, если человек постоянно исповедуется, причащается и чист перед Богом. Тогда есть надежда, что Господь вложит ему в голову нужную мысль.

– Не есть ли это жестокость – выдавать девушку за того, кого посоветует сваха или пожелает отец. А если тот, за кого сватают, ей не мил?..

– Слово отца не воспринималось как насилие. На отце – ответственность за счастье дочери! Если он, не дай Бог, выберет в женихи не того, дочь будет к отцу бегать со слезами и жалобами. Отец – первый, кто будет бить кулаком, но не по столу, а себя в грудь! Вот вам вполне реальный пример.

Решил отец женить сына, выбрал ему девушку и говорит: «Слезай с полатей, пошли знакомиться с будущей женой». Пришли, а девушка рябая, со следами оспы на лице. Парень развернулся и пошёл обратно: не буду, мол, жениться на рябой. Отец его, конечно, как следует, вразумил веником и настоял на своём. В семье родилось десять детей. А парня во времена репрессий сослали на Соловки и объявили врагом народа. Он пишет оттуда своей жене: «Откажись от меня, тебя и детей тогда не тронут». А она ему отвечает: «Не откажусь от тебя, ты мой муж, Богом данный». И стала она вместе с детьми раз в неделю держать сухой пост: то есть не ели и не пили и только молились о том, чтобы муж и отец вернулся. И он вернулся живым, а детям своим так сказал: «Я когда-то не хотел жениться на вашей маме, а теперь знаю, что, выбирая спутника жизни, надо смотреть не на лицо, а в сердце». Вот такая показательная история.

– То есть вы убеждены, что нужно вернуть институт сватовства и возложить на родителей ответственность за судьбу браков своих детей?

– Совершенно верно! Родители должны опомниться и взять на себя ответственность за судьбу своих детей в браке. Не должно быть так, как сейчас, когда молодые запрещают родителям вмешиваться в их личную жизнь. «Я люблю его, и точка», – часто приходится слышать от девушек. Но такое поведение не имеет ничего общего с традиционными русскими ценностями. Возьмите повесть «Метель» Пушкина. Маша влюбляется в военного Владимира. А он предлагает ей сбежать, тайно обвенчаться, а потом кинуться в ноги к родителям, чтобы простили. А Маша – человек верующий, она каждый вечер и каждое утро брала благословение у своих родителей, они крестили её на сон грядущий и на день градущий. А в родительском благословении – великая сила! Родители Маши видели, какой человек этот Владимир. Да, очень романтично увезти невесту, но с нравственной точки зрения это воровство, и родители понимали, если он поступил так с ними, обманул их, то обманет и их дочь.

Так что брак – это огромная ответственность, недаром на свадьбе молодых называли по имени-отчеству, потому что в браке человек становился взрослым. Сейчас же всё самое важное – духовное – ушло, осталось только внешнее: белое платье и фата. Но внешние атрибуты без внутреннего, душевного и духовного содержания – это профанация. Надо вернуть глубину в нашу жизнь, и только Церковь сможет это сделать! Мы забыли о наших истоках, о наших корнях и о тех, кто нас родил. У нас нет ощущения чуда бытия, мы не понимаем простой истины: то, что происходит с нами – хорошее ли, плохое ли – даётся нам не случайно. И нужно уметь благодарить Господа за всё, что у нас есть.

От 1 Сентября 2020 года Беседовала Тамара ОГНЕВА.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий