year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Удивительная коллекция ретро-авто - «Местный спрос»

Удивительная коллекция ретро-авто

Удивительная коллекция ретро-авто

Уникальные образцы советского автопрома, которые коллекционирует житель Шуи Алексей Моряков, можно увидеть на массовых городских мероприятиях. Ни День города, ни День Победы не обходятся без демонстрации автомобильных раритетов из собрания этого человека.

Алексею сорок с небольшим, и он с детства увлекался машинами. Его отец работал на фургоне марки «ЕрАЗ». Маленьким мальчишкой Алёша ездил с отцом на пассажирском месте в кабине машины, где отец соорудил деревянный руль, и мальчишка путешествовал, как настоящий шофёр. Мама Марина тоже приложила руку к увлечению сына машинами. Она собирала вырезки из журналов автомобильной тематики для коллекции сынишки. С четырёх лет Алёша начал собирать модели советских авто в масштабе 1:43. Сегодня коллекция перевалила за пять тысяч экземпляров. Многие из моделей Алексей сделал сам.

В школе № 8 Алёша был старостой автомодельного кружка и кружка автодела под руководством Алексея Евгеньевича Теплова, который также возглавлял и секцию картинга. Вместе со своим другом, опытным водителем Александром Вячеславовичем Виноградовым, Теплов учил ребят делать стендовые модели для различных выставок и конкурсов. Не случайно Алёша Моряков был победителем и лауреатом многих региональных и всероссийских конкурсов юных техников.

Свою первую машину, ГАЗ‑21 «Волга» 1966 года выпуска, Алексей приобрёл в 1999 году. Затем появился «ГАЗ‑69». И пошло-поехало – ГАЗ М‑20 «Победа», «Волги» ГАЗ‑21 и ГАЗ‑24, «Жигули» ВАЗ 2101 и ВАЗ 2103, ГАЗ‑51 (грузовая бортовая), ГАЗ‑53 (пожарная), «ЕрАЗ», «Москвич» 2140 СЛ (экспортный вариант), а также RAF «Latvija» и другие. Многие, конечно, нуждаются в реставрации и восстановлении. О каждом авто из своей коллекции Алексей готов говорить часами. Например, про ГАЗ‑24 «Волга» из первой серии выпуска 1974 года. Уникальный салон без ремней безопасности, которые не были конструктивно предусмотрены. Один спидометр ленточный чего стоит! Оригинальный радиоприёмник – тот вообще выше всяческих похвал.

Комплектующие детали и запчасти Алексей ищет по всей стране. Простой способ – найти, что нужно, в интернете, заказать и оплатить пересылку. Более сложный способ, по уверениям Алексея, это съездить куда-либо за 150 километров и с каким-нибудь дедом – хозяином машины – договориться о продаже оригинальной дверной ручки или зеркала… Для «рафика», например, все пять баллонов были куплены в разных концах Ивановской области – от Кинешмы до Гаврилов Посада.

Благодаря своему увлечению, Алексей познакомился с очень интересными людьми. Много тёплых слов коллекционер Моряков сказал о начальнике АТК Александре Николаевиче Щербакове, тоже любителе раритетов, который, едва узнав об увлечении Алексея, безвозмездно помог автозапчастями.

«Жигули-тройку» подарил ему Александр Сергеевич Киселёв, сразу поняв, что коллекционеру Морякову можно доверять. Теперь частенько бывший хозяин «жигулей» приходит к Алексею, чтобы посмотреть состояние своей машины и порадоваться, что «в коня корм». Следует отметить и директора ОАО ХБК «Шуйские ситцы» Анну Викторовну Богаделину, подарившую Алексею для его коллекции ретро-автомобилей пожарную машину «ГАЗ‑53», которую на фабрике уже готовили в чермет.

Есть в коллекции господина, вернее, товарища Морякова и мотоциклы. Милицейский «Урал» с коляской «Иж‑49». Есть и пара мопедов. Имеется туристический прицеп «Скиф», пожарная прицепная помпа и многое другое по мелочи. Все машины на ходу, с документами, легально оформлены, на каждую есть полис ОСАГО. Все находятся в собственности. Периодически Алексей выезжает на каком-нибудь раритете.

О планах, конечно, я спросил. Алексей подбирает тройку спецмашин: пожарная есть, милицейская есть, осталось добавить машину скорой помощи, которая в полной комплектации со дня на день появится в его гараже. Ещё радует коллекционера, что директор СКК Юрий Евгеньевич Калиберда поспособствовал тому, чтобы шуйские владельцы ретро-авто примкнули к организованному Алексеем Моряковым автоклубу «Наша Родина – СССР».

Но есть и то, что огорчает коллекционера. Например, отсутствие интереса к ретро-автомобилям среди молодёжи. Тинейджеры, осматривая коллекцию, интересуются лишь стоимостью машин времён СССР и тем, куда их выгоднее продать.

Наверное, чтобы оценить коллекцию Алексея Морякова в полной мере, молодым людям нужно созреть. Сегодня аудитория шуян, интересующихся старыми автомобилями – зрелые, состоявшиеся люди от 40 лет и старше. Через отечественный автопром, здесь, в Шуе, на конкретном примере эти люди доносят до наших детей и внуков частичку истории великой страны под названием Советский Союз.

От 23 Июня Владимир БАБАЙКИН, фото автора.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий